|
Оригами № 1(29) 2002
|
|
||
|
Ступени творчества в оригами (из
опыта обучения детей) Мы часто употребляем слова: «творчество», «творческие способности», «творческое мышление». Что же это такое? Прежде чем говорить о творчестве в оригами, давайте подумаем, что такое творчество. Можно найти в литературе разные определения. Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами и способностями личности. Творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании совершенно нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области знаний, данного времени, для самого субъекта). Творческий человек продолжает работать даже в том случае, если определённые привычные решения уже существуют. Иногда об этом насмешливо говорят, как об изобретении велосипеда. Но какой-то новый взгляд на задачу всё-таки возможен. В конце концов, разве тот же велосипед превратился бы из громоздкого сооружения конца XIX века в подобие метеора, на котором мчатся по треку современные гонщики, если бы не повторное обращение к уже решённой задаче? В детском творчестве часто на первый план выходит открытие относительно нового для себя. Даже главным для ребёнка может стать не конечный итог, а процесс постановки и проведения опытов в ходе работы. Это можно сравнить с игровой деятельностью с её важным достоинством - внутренним характером её мотивации. Дети играют потому, что им нравиться сам процесс. А педагог ставит цель - достичь конкретного итога (пробуждение и взращивание имеющихся природных творческих способностей ребёнка). Ребёнку не нужно намеренно запоминать, как делаются те или иные поделки (это постепенно начнёт получаться само), важно научить его основным приёмам складывания бумаги, а также чтению схем, складыванию поделок с использованием международных условных обозначений (которые тоже постепенно запоминаются сами собой без особого вычерчивания и заучивания, а даже лучше с использованием игровых приёмов, известных многим педагогам оригами). Этот процесс освоения пропедевтики оригами. В результате ребёнок умеет выполнять изделия, пользуясь книгами на любом языке (хотя бы на японском, китайском или арабском). Такую работу можно было бы сравнить с ремесленничеством, то есть с выполнением по определённому образцу (и ни шагу в сторону). А можно сравнить процесс освоения пропедевтики оригами с собирательством - любимым увлечением «вундеркиндов», которых отличает умение подразделять сведения и опыт, широко использовать полученные знания. Дети учатся по алгоритму, а также прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Как же появляются первые авторские работы у детей? * Иногда появляются новые поделки или модульные изделия в итоге неточностей при выполнении известных работ. Ошибка может стать толчком в создании работы, в т.ч. сильно отличающейся от первоначальной вещи. * Иногда ребёнок сознательно вносит изменения на последних шагах складывания. Педагог может давать такие творческие задания на занятиях: предложить начало складывания, а продолжение каждый ребёнок придумывает сам. Педагог предлагает ученикам для преодоления привычек мышления выполнить наложение начальных заготовок складывания и использовать возможности получившейся заготовки. Это возможно после ознакомления с уже имеющимися в книгах изделиями, выполненными с использованием этих приёмов. * Иногда в поделке, которая ещё не завершена, обобщённа, ребёнок может увидеть какой-то образ и усовершенствовать его при последующих действиях. Вспомним, что великий живописец Леонардо да Винчи советовал молодым художникам начинать с такого простого упражнения, как разглядыванием трещин на стенах, случайных пятен, луж и находить в них сходство с предметами окружающего мира. * Иногда в нескольких листочках бумаги, сложенных в технике оригами и соединённых вместе, как из деталей конструктора, получаются новые образы предметов, животных, птиц, рыб, насекомых, людей. * Часто при изучении многомодульного оригами дети, заготовив одинаковые части и освоив правила их соединения, создают свои плоскостные или объёмные построения, а также придумывают новые способы соединения частей. * Появляются новые орнаменты, и объёмные построения в итоге творческих заданий на основе заранее соединённых (с клеем или без) одинаковых начальных заготовок или чередующихся двух разных начальных заготовок складывания. * Иногда новая работа появляется при проведении опытов (игре) с размером и видом исходного листа, с применением надрезов. * Наиболее сложная задача, когда ученик самостоятельно ставит себе задание из одного листа определённого формата (или нескольких) придумать и выполнить какой-то чётко определённый образ. Например, «хочу сделать скорпиона», «хочу придумать модельную туфлю», «хочу собрать новую модульную коробку». Можно выделить несколько творческих направлений в области оригами: 1. Создание каждым ребёнком своего неповторимого бумажного мира. Это выполнение плоскостных или объёмных построений из отдельных поделок-оригами по уже известным схемам (изданным в книгах и журналах). 2. Создание новых многомодульных построений из уже известных частей. 3. Создание авторских работ-изобретений в классической технике оригами (без ножниц и клея). 4. Создание новых работ с применением ножниц и листа необычного вида и размера. Кроме создания всевозможных поделок и построений творческая личность может поставить перед собой и другие задачи. В итоге решения этих задач появляются новые способы складывания. Например, есть противоречие - бумага должна изменять форму и должна хорошо сохранять полученную форму. Это противоречие разрешается во времени. То есть, пока идёт процесс складывания - бумага изменяет форму, а когда процесс завершён - бумага сохраняет полученную форму идеально (не пружинит, не раскрываются складки). Так была придумана технология складывания из нескольких слоев тонкой бумаги и металлической фольги («серебряный сэндвич»), а также обработка законченной поделки парафином или особым клеевым составом. Другое противоречие - складка должна быть жёсткой (само понятие складки это подразумевает) и должна быть мягкой. Так появился способ мокрого складывания, когда в ходе складывания бумага смачивается слегка увлажнённой губкой. Затем к оригамистам пришла новая мысль: «А нельзя ли применить приёмы складывания бумаги для других материалов?» Так появилось складывание из тонкого металлического листа и из тонкого глиняного пласта. Можно сделать вывод, что в оригами человек творческий сможет поднять вопросы, рассмотреть новые творческие возможности, взглянуть на старые вопросы под новым углом и примерить своё творческое воображение. ЕФИМОВА Лариса
Николаевна, педагог дополнительного образования дома детского творчества, Санкт-Петербург |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||