Оригами № 1(29) 2002

 

 

 

 

Азбука этикета языком оригами

Тематика моих занятий с детьми дошкольного возраста связана с познанием этических норм нравственности, опираясь на древние обычаи искусства оригами. Имея определённый запас знаний и опыта работы с бумагой, я привнесла в практические занятия по этике и этикету оригами, один из самых удивительных видов изобразительной деятельности.

На мой взгляд, задачи этического воспитания идеально сочетаются с живым, искромётным искусством оригами, сохранившим до наших дней глубокие обычаи японской семьи и передающиеся по наследству правила поведения и общения в обществе.

В свою программу я включила следующие направления:

- знакомство с правилами поведения и вежливого обращения;

- освоение правил поведения в коллективе, дома, на улице;

- создание доброжелательных и дружеских отношений при общении со сверстниками;

- воспитание чувства сопереживания и умения отличать добрые дела и поступки от плохих, быть отзывчивым, учтивым и чутким по отношению к другим людям;

- воспитание и укрепление чувства ответственности перед близкими и друзьями, а также трудолюбия, терпения, самостоятельности и честности;

- воспитание чувства любви и бережного отношения к окружающей природе, родному дому, Родине.

Программа по этическому воспитанию состоит условно из пяти разделов, тесно связанных и переплетающихся друг с другом.

Первый раздел. Этика общения. Знакомит с историей происхождения этого понятия и его значением, раскрывает внутреннее содержание эстетических понятий, выполняя основную педагогическую задачу - воспитание и приобщение к правилам воспитанности.

Второй раздел. Правила этикета. Продолжение и развитие первого раздела. Изучение правил этикета, сложившихся на протяжении веков и перешедших в устоявшиеся обычаи, которые соблюдают воспитанные люди. Педагогическая задача этого раздела состоит в приобщении детей к правилам поведения в кругу сверстников.

Третий раздел. Этика общения с окружающими. Способствует раскрытию непосредственных чувств, созданию доброжелательных отношений в обществе, воспитание чувства ответственности за свои дела и поступки.

Четвертый раздел. Воспитание личностных качеств. Направлен на воспитание и углубление понятий, определяющих личностные черты характера ребёнка, такие, как доброта, честность, отзывчивость, бережливость.

Пятый раздел. Этика общения с окружающим миром и природой. Ставит воспитательную задачу и призывает к бережному отношению к окружающему миру, уважению обычаев прошлого и настоящего, воспитанию понятия человечности и простейших видов её проявления.

Создание эмоционально-этического настроения - это основной приём на занятиях. Обязательная составляющая урока, помогающая мгновенно вовлечь детей в работу, - это разминка-приветствие «Здравствуйте все!»

Дети приносят на занятие свои любимые игрушки, выполняющие роль домашнего друга или выступающие как «группа поддержки». Именно эти игрушки становятся прообразом будущих поделок оригами.

Все занятия проводятся в познавательно-развлекательной форме, сочетающей тематические упражнения за рабочим столом и игровые минутки-разминки. Внимание маленьких детей может сосредотачиваться не более 20 минут, и такие смены видов занятий помогают им не уставать. В канву урока вплетаются также сказочные сюжеты, творческие задания, как общественные, так и личные.

В начале курса, рассчитанного на два года обучения, каждый ребёнок получает представительский альбом, заполняемый им по мере обучения. Для объяснения хода складывания той или иной поделки оригами используются понятия, близкие дошкольникам, выстраивается своего рода ряд связок-напоминаний, помогающий ребёнку понять и запомнить то, что делалось на занятии. Так, при складывании квадрата по диагонали, мы получаем равнобедренный треугольник. Ребёнку понятнее сравнивать такой треугольник с «короной», которую можно примерить. А квадрат, сложенный пополам, напоминает детям обложку книжки, которую можно почитать.

На занятиях по теме «Эмоции» детям предлагается сложить из полосы бумаги определённого цвета «гармошку», на каждой грани которой располагается автопортрет владельца альбома. При этом каждый из автопортретов изображает ребёнка в разных состояниях: во время сна, когда он смеётся, плачет, поёт, чем-либо огорчается или, наоборот, кричит от радости.

На занятии «Ты хозяин, я гость» или «Я хозяин, ты гость» каждый участник группы может стать гостем или, наоборот, быть хозяином, принимающим гостей. Дети объясняют, кого они хотели бы позвать в гости. «Это тот, кто мне симпатичен», «Кто не будет в гостях реветь и чваниться», «Кто будет весел и приветлив» - говорят участники игры. После такого разговора начинается «беседа» с листом бумаги. Складывается письмо-приглашение. Эту роль может выполнять и просто открытка, и одно из обычных самурайских писем. Затем детям предлагается сложить из бумаги дом, в котором он сможет «принять гостей». Важно при этом объяснить детям сочетаемость цветов, ведь домик должен быть радостным и добрым.

На этом же занятии участники группы складывают букет цветов из небольших и несложных модулей, а также «накрывают стол».

Другое любимое занятие - оригамные сказки. В начале урока детям раздаются цветные квадраты: 3 зелёных, 2 белых, 1 красный. Из зелёных квадратов мы складываем симпатичную ёлочку, из одного из белых квадратов - зайца с дрожащими ушками, из красного - лисичку. После того как все герои будущей истории располагаются на своих местах, начинается сказка.

Первый вопрос, обращённый к детям, даёт толчок для развития дальнейшего сюжета. «Почему у зайца дрожат ушки? И что можно сделать, чтобы наш герой перестал дрожать?» - спрашивает педагог. Ответы бывают самые разные. «Нужно дать зайцу морковку», «Можно склеить ушки и они перестанут дрожать», «Можно укрыть его чем-нибудь тёплым». Педагог мягко ведёт детей к принятию решения сложить ещё одного зайчика. Ведь в начале занятия у каждого было по 2 белых квадрата. Теперь у нас два зайчика-братца, и они легко могут разбежаться в разные стороны, и лиса останется без обеда! Так на одном занятии дети и со сказкой знакомятся, и в складывании поделок оригами упражняются, и учатся мыслить и принимать решения.

В программу занятий включены следующие темы:

Правила приветствия, давайте познакомимся. Корзина вежливых слов. Какие бывают праздники. Праздники и этикет. Любимый праздник - Новый год. День рождения. Моя семья. Сказка учит. Эмоции. Времена года. Среда обитания. Окружающий мир. Правила игры. Я хозяин, ты - гость. Любимые игрушки-оригамушки. Правила движения, я - пешеход. Друг детства. Письма другу. Я, ты, он, она - вместе дружная семья. Одежда и привычки поведения. Правила поведения за столом.

В этой небольшой статье я рассказала только об одном из направлений работы с самыми маленькими детьми, когда использование оригами не только возможно, но и во многом желательно. Предлагаю и вам искать новые пути использования удивительного искусства оригами в работе в детских садах, в начальной школе, в студиях и кружках.

Баранова Галина Владимировна,

руководитель студии «Оригами»

Центра детского творчества

ЮЗАО г. Москвы

 

 

 

:  Ступени творчества в оригами

: Здравствуйте, друзья!

(Оглавление № 29)