Оригами № 1(21) 2000

 

 

 

Путешествие в страну оригами

В нашей стране всё больше и больше возраста­ет интерес к преподаванию оригами. В нём видят кратчайшие пути к развитию пространственного мышления как детей, так и взрослых, безупреч­ность методик развития поэтапных и точных дей­ствий, что, безусловно, становится особенно важ­ным в период разрастающейся информатизации общества.

Точность, логичность, систематизация в преоб­разования, которая даётся на занятиях оригами, не может быть восполнена никакими другими спосо­бами. И в этом огромное достоинство прекрасно­го искусства оригами.

Однако обратимся к тому разделу, который как бы ещё мало изучен, методике преподавания ори­гами как предмета в целом. Относительно продол­жительности, тематической последовательности в построении занятий, содержании курса и на неко­торые другие моменты в преподавании пока обра­щается мало внимания. По существу большинство методической литературы исходит из концепции выполнения отдельных изделий, что находит своё отражение и в преподавании. Эта позиция насле­дуется обычаями самого искусства оригами. Но если задаться идеей художественного объедине­ния заданий, то тогда возникает необходимость поиска литературного сюжета, опоэтизированной фабулы, например, в форме сказки.

"Путешествие в страну оригами" - название ув­лекательной сказки, которую сочинила для своего диплома студентка 5-го курса художественно-гра­фического факультета Московского педагогичес­кого государственного университета Таня Щерба­кова. Дипломная работа была выполнена в 1998 году по кафедре методики преподавания изобра­зительного искусства и черчения. Научным руко­водителем этой работы являлся автор этих строк.

Студенты часто бывают сильно заинтересова­ны своей научной работой. Её идеи они вынаши­вают очень подолгу, стремясь проявить в дипломе все свои способности. Думаю, читателям журнала будет интересно познакомиться с некоторыми ме­тодическими приёмами, изложенными Т.Щербако­вой в своём дипломе.

Включения оригами в сюжет для сказки.

На разноцветном игровом поле (рис.1), которое включает в себя ряд базовых форм, происходит по­степенное передвижение, обеспечивающее зна­комство с разнообразием изделий из оригами. В свою очередь к каждой базовой форме придума­ны стихотворные строки, указаны приёмы склады­вания, что обеспечивает закрепление внимания детей на важных моментах в изучении оригами. На одном рисунке сведены воедино эти позиции зна­комства с художественным словом и технологией складывания, которая напрямую вытекает из этих строк.

При знакомстве с каждой базовой формой ре­бята узнают всевозможные модели, которые полу­чаются на её основе. Юные оригамисты имеют воз­можность сравнения разных стадий складывания, работы с формами.

Игровое поле является динамическим. Так, к примеру, открыв дверь сказочного домика (рис. 2), в него можно заглянуть и увидеть там лисёнка, а если приоткрыть створки окон, то увидеть друзей, весело живущих вместе в одном доме. Из нижнего распахнутого окна виднеются яркие тюльпаны. Домик легко трансформируется, его переднюю стену можно приподнять, тогда перед зрителем предстанет целый интерьер, выполненный из мо­делей оригами.

Такие же невероятные приключения с вами слу­чатся, если вы захотите заглянуть в волшебный сун­дучок или прогуляться по замку, опуститься в мор­скую пучину, где плавают экзотические рыбы.

К игровому полю предлагаются для ознакомле­ния с пластическими возможностями оригами от­дельные разработки по каждому из объектов. Это позволяет нескольким детям одновременно знако­миться с разными частями учебного материала.

Демонстрационный альбом.

Он заслуживает особого внимания, т.к. содер­жит множество схем поэтапного складывания на отдельных листах. Каждая из схем не рисованная, как это принято в литературе по оригами, а пред­ставляет собой реальный квадратик бумаги с фик­сированием всех этапов складывания изделия. Эти схемы приклеены на лист плотной бумаги, а все этапы складывания соединены вспомогательными рисованными линиями, что позволяет ребёнку сле­дить за последовательностью складывания. На каждой схеме указывается та базовая форма, из которой всё это складывается.

Таблица-программа.

В конце диплома представлена иллюстрирован­ная программа занятий с детьми на год в виде большого количества игрушек, которые сведены в одну общую таблицу (рис.3).

Следует сказать, что позиции выработки автор­ского преподавания, тем более в технике оригами, где сильны тенденции сохранения интеллектуаль­ной собственности — дело сложное. Поэтому на­правление тематической организации занятий с детьми на год помогает педагогу в создании ди­зайна обучающей среды.

Педагогические замыслы в части объединения нескольких уроков в блоки помогают ориентиро­вать занятия на разные группы детей.

Объединение занятий может проводиться по любым направлениям, например, иллюстрирова­ния известных литературных сюжетов, времён года, мира птиц, рыб, цветов и многого другого.

Ребёнку важны навыки практического воплоще­ния своей мечты, то есть отчасти какой-то обста­новки, среды как понимания общности явлений и событий, взаимодействия героев. Поэтому идея игры в любимых и знакомых героев, которые пред­ставляют собой определённые серии, тематичес­кие подборки пронизывает всё детское творче­ство. Напомним, что модные игрушки - киндер-сюрпризы также объединены ролевыми связями, как и мультфильмы.

Ручная умелость не может рассматриваться только как навык выполнения чего-либо. Подобно­го рода позиция сильно замедляет общее видение педагогической проблемы, реализации в продол­жение замысла. Игра необходима ребёнку для раз­вития внутренней речи, формирующихся у него умений подолгу видеть и следовать сюжету, упо­рядочения мышления, что исходит из практичес­ких сторон длительного наблюдения. Именно отсутствие последнего, продолжительного целеустремлённого наблюдения делает наших детей не­последовательными, легко отвлекающимися, и поэтому пропускающих в своём возрасте то, чему действительно следует долго и кропотливо учить­ся.

Студентка глубоко и талантливо поняла приро­ду построения учебных заданий в условиях постоянно расширяющегося информационного про­странства. Раздвижение параметров обучения крайне необходимо современному ребёнку, кото­рый должен учиться систематизировать свой труд, быть любознательным, продвигаться к познанию через преодоление небольших, но всё же преград.

Искусство оригами принесёт много счастья тем, кто будет его постигать и преподавать. Образы оригами, внутренняя конструкция каждого изделия воспитывают у ребёнка "думающие ручки", мечту и радость узнавания в элегантных линиях складок бумаги всего того, что дорого и постоянно окру­жает.

ЧЕРЕМНЫХ Галина Валерьевна – к.п.н.,

доц. каф. методики преподавания  изобразительного искусства и черчения  художественно-графического факультета Московского педагогического государствен­ного университета.

 

 

Рис.3

 

 

: Плетение из бумаги

: Открытый урок

(Оглавление № 21)