Оригами № 1(21) 2000

 

 

 

Открытый урок

Наш журнал продолжает публиковать примеры открытых уроков по оригами.

Вот что пишут педагоги из г. Нягани И .Д. Маланич и Н.Л .Полтавец о своем собственном уроке, сочета­ющем оригами, эстетику и театр: "Во время прове­дения наших уроков оригами мы заметили, как дети с удовольствием обыгрывают различные ситуации, чувствуя себя настоящими актёрами. А почему бы ни объединить эти два искусства - оригами и театр? Дети с удовольствием откликнулись на такое пред­ложение. Они уже умели делать из бумаги маски лисы, быка, собаки, кошки. Оставалось придумать пьесу и решить вопрос с костюмами.

Сказка была нами придумана на основе всем хорошо известного "Колобка", а эскизы костюмов мы обсуждали вместе с ребятами. Такой спектакль мы готовим заранее и проводим его в зале. Вот что у нас получается:

Авторский интегрированный урок по курсу эстетики и оригами.

Авторы: И.Д.Маланич, Н.Л.Полтавец.

Тема: "Создание театра оригами".

Цель: Самовыражение ребёнка через синтез двух видов искусства: театрального и оригами.

Задачи:

1. Освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности.

2. Развитие у детей интеллекта, воображения и фантазии.

3. Создание творческой атмосферы на уроке, дающей возможность творить.

4. Воспитание у детей интеллигентности.

Урок проводится в зале. Маски складываются и раскрашиваются детьми заранее. Актёры - дети в костюмах мимов, на груди круглая маска, допол­ненная для каждого персонажа деталью (у кота -большой бант под маской, у собаки - ошейник, у быка - колокольчик, у лисы - платок с кистями). Текст от автора читает педагог, актеры - свои ку­сочки с листа.

Ход урока.

Беседа об искусстве.

Учитель: Оказавшись в этом зале, вы, возмож­но, догадались, о чём пойдет речь? (Дети отвеча­ют). Да, мы будем говорить о театре, но прежде всего мне бы хотелось услышать ответ на вопрос "Что такое искусство?" (Дети отвечают). Искусст­во имеет несколько значений: умение, мастерство, но чаще мы употребляем это слово в значении "ху­дожественное творчество" - то есть создание чего-то нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Искусство очень обширно. Оно включает в себя литературу (искусство слова), музыку (искусство звука), архитектуру (искусство строить), театр и киноискусство.

Ребята, а как вы можете объяснить слово "ху­дожник"? (Дети отвечают). Так называют всех, кто творит искусство: поэтов и писателей, музыкантов и композиторов, актёров кино и театра, режиссё­ров. Есть художники фотографы и художники кам­нерезы.

Искусство появилось много тысяч лет назад, когда люди ещё не знали земледелия, не умели делать глиняную посуду и выплавлять металл. Од­нако уже тогда (30 тысяч лет назад) они умели ри­совать. Среди множества видов искусств есть три особых, главных: литература, музыка, изобрази­тельное искусство. Без них невозможны все дру­гие виды искусства: ни спектакли, ни фильмы, ни эстрадные концерты.

Если соединить литературу, декламацию (искус­ство выразительного чтения) и музыку, то получит­ся театр. Ребята, а оригами, которым мы занима­емся, можно назвать искусством? (Дети отвечают). Почему вы так решили? (Дети отвечают). Я соглас­на с вами, что здесь необходимо умение и мастер­ство. Не каждый человек сможет сложить любую фигурку.

Сегодня нам хотелось бы, чтобы ваше мастер­ство оригамистов помогло созданию детского те­атра Оригами. Создателями спектакля являются не только актеры, но и художники по костюмам, худож­ники, создающие декорации, режиссёр и директор театра.

Каждый спектакль начинается со сценария. Наш сценарий написан по мотивам русской народной сказки "Колобок". Какие сказки вы ещё знаете? (Дети отвечают).

Сегодня мы попробуем создать свою сказку с новыми героями!

 

 

 

"КОЛОБОК"

(автор текста - Н.Л. Полтавец)

 

Жили-были дед да баба,

Жили дружно, как и надо.

Бабка вечно у плиты

Деду стряпала блины.

 

Дед - характерный мужчина,

Требовал всё чин по чину,

Бабка вечно хлопотала,

Вечно деду угождала.

 

Вот однажды дед сказал:

"Бабка, блин твой колом встал.

Надоели мне блины,

Ты другим меня корми".

 

Бабка сразу загрустила;

Где же взять такое диво?

Диво ж надо из муки –

Дед не мог жить без стряпни.

 

Долго думала, мечтала,

А потом комок скатала,

В печь румянить положила,

На окошке остудила.

 

Только наш не прост комок:

Всем знакомый Колобок.

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

 

Ничего он не боялся

И в лесу так раскричался,

Так распелся как певец –

Наш весёлый удалец.

 

"Я весёлый Колобочек,

Откуси меня кусочек!

Нет, не кушай, нет, не кушай!

Лучше песенку послушай!"

 

Он катился и смеялся,

Хохотал и кувыркался.

Так он мчался по дорожке,

Вдруг увидел чьи-то ножки.

 

Медленно поднял глаза

На огромнейшего пса.

Пёс смотрел и удивлялся:

Как смельчак такой попался?

 

"Песню я твою послушал

И тебя могу я скушать.

Вкусно я не ел сто лет,

Пригодишься на обед!"

 

Колобок решил сбежать,

Но не знал, с чего начать.

Он немного разбежался,

Но на волю не прорвался.

 

Пёс лениво ухмыльнулся,

Медленно над ним нагнулся,

И зевнул, а Колобок

Вмиг пустился со всех ног.

 

"Я весёлый Колобочек,

Откуси меня кусочек!

Нет, не кушай, нет, не кушай!

Лучше песенку послушай!"

 

Так катился, распевая,

Ничего не замечая.

Думал, что беда пройдёт.

На тропинку вышел Кот.

 

Колобка он увидал

И когтями заиграл:

"Часто я в лесу гуляю,

Но чудес таких не знаю,

Чтоб катилась голова,

Распевая хоть куда.

 

Знаешь, друг ты мой прекрасный

Песни пел ты не напрасно.

Только пел ты их в лесу,

Я ж в желудке спеть прошу!"

 

Колобок петь не хотел,

Сразу он оторопел,

Отнялся его язык,

Он с испугу сразу сник.

 

Но коту он так сказал:

Котик, ты ведь опоздал!

Съесть меня решил Барбос,

Я ему сдаю здесь кросс".

 

Пока кот соображал,

Колобок наш убежал.

Пел потише, не так громко

Раздавался голос звонкий.

 

Что ж ты, глупый Колобок,

Побежал бы на лужок,

А то по лесу бежишь,

В рот кому-то угодишь.

 

Могут съесть и не сказать,

Где тебя потом искать.

Внял совету Колобок

И скорее на лужок.

 

"Я весёлый Колобочек,

Откуси меня кусочек!

Нет, не кушай, нет, не кушай!

Лучше песенку послушай!"

 

На лугу пасётся бык –

К песням вовсе не привык.

Любит тишину бычок

Спать ложася на бочок.

 

А наш смелый колобок

Громко пел, как только мог.

Быка песня взволновала,

Спать спокойно не давала.

 

Оглянулся он в округ

И увидел жёлтый круг.

Круг катился, улыбался,

И быка он не боялся.

 

Тут наш Бык рассвирепел,

Густым басом он пропел:

"Что за глупый жёлтый круг

Выкатился на мой луг?

 

Если только захочу,

Как травинку, проглочу!"

Колобок весь задрожал,

Еле слышно прошептал:

 

"Не травинка, я живой!

Ты меня не ешь, постой.

Дай чуть-чуть я откачусь,

В густой лес назад умчусь.

 

Я весёлый Колобочек,

Откуси меня кусочек!

Нет, не кушай, нет не кушай!

Лучше песенку послушай!"

 

Песню спел он до конца,

Постоял у деревца

И пустился наутёк

Колобок как только мог.

 

И бежал бы очень долго,

Только тихо из-за ёлки

Медленно, едва дыша

Вышла Лисонька-душа.

 

Так красива, так прекрасна...

Красотой своей опасна.

Колобок остановился И в Лису...

В Лису влюбился!

 

А она уж выступала,

Спинку нежно выгибала,

Глазки делала большие,

Хвостик сильно распушила.

 

Посмотрела и сказала:

"Мне до теста дела мало!

В старой сказке съесть должна,

В новой сказке я не та!"

 

И Лиса его не съела,

Даже пальцем не задела.

Колобочка полюбила

И усыновить решила.

 

Сказку мы вам рассказали,

А вопрос-то не задали.

А вопросик наш такой:

Долго ль сыну жить с Лисой?

 

 

 

: Путешествие в страну оригами

: Графический диктант

(Оглавление № 21)