Оригами № 1(21) 2000

 

 

 

Плетение из бумаги

 

 

Всем известно, что оригами - искусство традиционно японское. В наши дни оно стало поистине международным, однако его корешки тянутся всё-таки с Востока. Можно ли в хорошем смысле противопоставить этому искусству какое-либо анало­гичное, но исконно русское художественное занятие? Первое, что приходит на ум, — это плетение из бересты.

 

 

Народные умельцы достигли в этом виде искусства своих вершин, на которые тоже хочется взобраться. Или по крайне мере попытаться подняться в их предгорья. Однако, в от­личие от оригами, на этом пути сразу встретится почти непреодолимое препятствие - отсутствие не­обходимого материала для работы. Конечно, бе­рестой в лесу можно разжиться, однако во-первых, туда ещё надо попасть, во-вторых, заготавливать её надо умеючи и не в любое время года. Наконец, в-третьих, рука просто не поднимается калечить, даже для благих целей, наших белоствольных кра­савиц. И так уже сколько их стоит с жестоко обо­дранными стволами по северным лесам!

 

 

На "диком" Западе давно нашли выход из таких ситуаций. Там любое практическое руководство, посвящённое, например, плетению из лозы, начи­нается фразой: "Пойдите в магазин и купите плас­тмассовые прутки нужного диаметра". Наша оте­чественная промышленность пока не поставляет на продажу материал, который бы смог заменить хотя бы для учебных целей благородную бересту. Иностранцы тоже пока не освоили производство материала, имитирующего бересту...

Однако не стоит отчаиваться. Оказывается, по­лоски обычных обоев могут послужить прекрасным материалом для плетения! В этом нас убедил пример юного жителя Петербурга Глеба Яковлева.

 

 

Он виртуозно плетёт из бумажных полос всевозможные изделия, включая даже сувенирные лапоточки! По словам самого Глеба, он научился этому искусству самостоятельно "методом тыка", когда он несколько лет назад оказался волею случая на много недель прикованным к постели.

 

 

Вероятно, успехи в плетении у Глеба проявля­ются неслучайно. Он c 1-го класса занимается музыкой и ритмикой, а также увлекается резьбой по дереву. Своё умение плетуна он не раз представлял в Этнографическом музее Санкт-Петер­бурга вместе с другими мастерами, занимающи­мися различными народными промыслами. Честно говоря, нам хотелось показать схемы плетения не­которых подобных работ в журнале, однако плетение - не складывание. Изображать несколько переплетающихся полосок несравнимо труднее, чем складывающийся листок бумаги, и нам нужно ещё поднабраться опыта, чтобы показывать в виде схем такой процесс. Если кому-либо из наших читате­лей известны другие примеры использования бу­маги для плетения, пишите!

 

 

 

: Два квадрата

: Путешествие в страну оригами

(Оглавление № 21)