Оригами № 5(19) 1999

 

 

 

 

«Сложные» ученики на уроках оригами

 

Возможно, давнишние читатели журнала оригами узнали на фотографии (с. 7) Сашу Афонькину. Её работы нередко появлялись на его страницах. Недавно Александ­ра вышла замуж и сменила фамилию, что, впрочем, не сказалось на её приверженно­сти искусству складывания. Александра Сергеевна продолжает преподавать оригами и одновременно набираться педагогических знаний и опыта.

Почти все учителя, в том числе и начальных классов, сталкиваются в своей практике с так называемыми «трудными» или «сложными» учениками. Их просто вы­явить, занимаясь с первоклашками любым предметом. Оригами тут не исключение. И на этом вроде бы желанном буквально для всех учащихся уроке легко заметить ребят, которым не сидится на месте. Они постоянно ёрзают, крутятся, поворачиваются к учителю боком или спиной, могут даже встать со своего места и без разрешения по­дойти к соседней парте или вообще отправиться гулять по классу. Такого ученика так и хочется мысленно назвать «шилом».

Другие могут вроде бы не обращать внимания на учителя. Взгляд их блуждает по сторонам, останав­ливаясь где угодно, только не на доске или на руках преподавателя во время его объяснений. «Он (она) словно меня не замечает» — часто жалуются на таких ребят педагоги их родителям.

Наконец, третьи просто «засыпают» — не включа­ются в работу вовремя, не ус­певают в срок выполнить нужное действие и отстают в работе от соседей по партам.

Ещё раз подчеркну: ребята всех трёх описанных категорий хотят заниматься оригами и стремятся к этому, но работать с ними неопытному учителю труднее, чем с остальными учениками. Как понять этих детей и найти к ним свой подход для ус­пешной работы всего класса? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сказать несколько слов о главных руслах, по которым ребёнок получает основные све­дения об окружающем мире.

Их всего три. Визуальное (зрительное), аудиальное (слуховое) и кинестетическое (тактильное, телесное). Пробуждены и разработаны они у детей в разной степени. Ви­зуалу легче всего поглощать новые сведения зрительно. Такие ребята на уроках ори­гами чётко воспринимают все подробности превращения ли­ста бумаги в руках препо­давателя в готовую поделку и чётко их воспроизводят. Обычно они точно совмещают края и углы с серединой квадрата. Визуалы легко сверяют свою поделку с поделкой преподавателя. С другой стороны, визуалам порой бывает несколько труднее воспри­нимать чисто словесные указания, описывающие, что надо делать с бумагой для дос­тижения нужного результата. Визуалам легче увидеть, чем услышать. В категорию «трудных» учеников визуалы попадают редко, поскольку эволюционно зрительное русло у людей — самое мощное из трёх, по нему человек получает львиную долю сведений об
окружающем мире. Поэтому если оно работает чётко, учиться нетрудно, особенно на уроках, где есть на что посмотреть.

Ребятам с лучше развитым слуховым руслом (бу­дем называть их «аудиалами») легче воспринимать новые сведения именно на слух. Более того, сведения, поступающие к ним в это время в избытке по зрительному руслу, могут даже отвлекать некоторых из них от работы. Поэтому часто взгляд отво­дится в сторону, на стенку, в угол, в потолок. Узнали? Это «невнимательные» — вторые по нашему списку «сложные» ученики. Такая особенность восприятия часто остаётся неизменной и в старших классах. Раздосадованный зрительным невниманием к своей особе учитель порой внезапно спрашивает такого школьника и с удивлением получает чёткий ответ, убежда­ясь, что объяснения педагога воспринимались правильно и чётко. Аудиалу легче вос­принимать новые сведения ушами, нежели глазами.

Третье русло — кинестетическое, тактильное, телесное. Изучая новый предмет, такие ребята обязательно должны его пощупать, потрогать, потискать, повертеть в ру­ках, образно говоря, «попробовать на зуб». К сожалению, в школе это русло оказы­вается наименее загруженным. Ученик в начальных, а порой и в старших классах школы часто уподобляется рабу времён Древнего Рима, прикованному цепью распо­рядка к своей скамье-парте и веслу-ручке. Кинесте­тических сведений явно недоста­точно, и соответствующее русло оказывается недогруженным! Вот нервная система и пытается восполнить её недостачу с помощью лишних движений тела. Такой ребёнок, читая книжку, часто качает ногой, а повторяя у доски заученное стихотворение, раска­чивается, бол­тает руками или переминается с ноги на ногу. Узнали? Это наше «ши­ло», которое без конца крутится на уроке, вместо того, чтобы, как другие дети, смир­но сидеть на месте.

Получается, что не зря понятия «трудный» и «сложный» брались в начале этой заметки в кавычки. Они указывают вовсе не на недостатки таких ребят, а просто под­чёркивают особенности их нервной системы, вернее, способы получения сведений по соответствующим руслам. И эти их особенности про­сто надо принимать во внимание на любых уроках, на занятиях оригами в том числе. Что же можно сделать? Советы совсем просты.

Посадите кинестетика на первую парту и время от времени дотрагивайтесь до него руками — покажите, как правильнее сделать ту или иную складку, одобрительно похлопайте по плечу, положите на секунду руку ему на голову. Уверяю вас, для «шила» это равноценно целой Ниагаре новых тактильных данных. Обращайтесь к нему почаще со словами: «Почувствуй эту складку», «Пощупай, совпали противополож­ные края или нет», то есть делайте сло­весно ударение именно на кинестетическом восприятии сведений. К слову сказать, для ребят с таким видом нервного устройства уроки оригами часто оказываются чуть ли не единственной отдушиной в череде заня­тий, на которых надо сидеть смирно. А тут такой простор для деятельности руками!

Совет для аудиалов тоже несложен. Чтобы ещё лучше овладеть их вниманием, обращайтесь временами к ним со словами: «Послушайте, что мы сейчас будем скла­дывать». Эти слова звучат немного странно для взрослого уха, но они прекрасно ра­ботают среди «слухачей»! Кстати, особенного противоречия тут нет.

Любой грамотный преподаватель-оригамист обычно всегда поясняет свои дейст­вия словами, и последовательность складывания при работе с очередной поделкой можно именно «прослушать».

С кинестетиками и аудиалами мы разобрались, остались «засыпающие» учени­ки. Как быть с ними? Чаще всего русла восприятия сведений у них работают не хуже, чем у остальных ребят. Беда в другом. Такие первоклашки не научились отдавать себе внутренние распоряжения, необходимые для начала работы. До сего времени конкрет­ные распоряжения поступали к ним лично прямо от родителей. Дети подобного пла­на напоминают исполнительного служаку, который привык только подчиняться. Он прекрасно выполняет указания вышестоящего начальства и даже может быть награждён за исполнительность. Сложность только в том, что он при этом почти неспо­собен дать себе распоряжение к началу самостоятельных действий.

К слову говоря, это беда многих первоклашек. Пройдёт не один и не два меся­ца, а может, и целый год, прежде чем они начнут сами готовиться к очередному уро­ку, не дожидаясь подробных указаний учителя. При словах «домашнее задание» ста­нут доставать дневники, а не будут ждать личных распоряжений вроде: «Саша, открой портфель, достань дневник, найди такую-то страницу, где пятое число, возьми ручку, запиши номер задачи...»

Чтобы начать по-настоящему учиться, ребёнок должен уметь все эти указания от­давать себе самому. К сожалению, и в старших классах многие ученики всё ещё без­деятельно сидят и ждут, пока учитель не скажет им: «Запишите это в тетрадь», а до этого указания слова его рассказа могут долго литься бесполезной водой мимо ума учеников.

Оригами в этом плане — своеобразный «показатель», легко выявляющий ребят начальных классов, у которых плохо работает, по словам известного педагога А. С. Валявского, «внутренний распорядитель». Нет внутренних распоряжений - нет и дей­ствий. Следовательно, необходимо научить ребёнка эти распоряжения отдавать себе самостоятельно. Почаще спрашивайте таких учеников после своих объяснений: «Что ты теперь будешь делать?», «Что надо сделать теперь?» Пусть они вслух ответят вам и проговорят свои будущие действия, которые вы толь­ко что озвучили. Совсем скоро эта внешняя речь нач­нёт у них «сворачиваться» и превращаться в указания, которые отдаёт нам внутренний голос. И дело сдвинет­ся с мёртвой точки! Работа «внутреннего распорядителя» неизбирательна по отношению к содержанию действий. Если пробу­дить его на уроках оригами, то и на ос­тальных предметах успешность и успеваемость поползут кверху.

Работу каждого из трёх русел можно совершен­ствовать и шлифовать. Аудиалы не навсегда должны делать ставку только на слух, а визуалы могут и дол­жны учиться слушать. Кинестетикам полезно тренировать остальные два русла. Урок оригами в этом пла­не — просто кладезь соответствующих тренировочных приёмов. Посклады­вайте перед классом минут пятнадцать молча, без пояснений — и все ученики поне­воле должны пробудить своё зрительное русло. Дайте только словесные пояснения — и весь класс просто обязан превратиться в слухачей-аудиалов! Наконец, замечательный и очень мощный приём для развития кинестетического русла — складывание с закрытыми или завязанными глазами, на ощупь. Учтите, правда, что приступать к та­кому упражнению надо после определённой практики, новички в оригами (первый год обучения в начальной школе) справляются с ним ещё плохо.

Итак, для того, чтобы облегчить учебу «трудным» ученикам на уроках оригами, надо знать особенности таких детей и проявлять к ним соответствующий подход, что является прямой обязанностью грамотного педагога.

Александра ЯКОВИС,

студентка Педагогического Университета

им. Герцена, С.-Петербург.

Литература:

Валявский А.С. «Как понять ребёнка?» — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — 752 с.

 

 

 

:  Открытый урок оригами

: Мы – народ или население?

(Оглавление № 19)