Оригами № 1(16) 1999

 

 

 

 

Майкл Шолл

(15.09.1949 - 08.02.1995)

 

 

 

 

В прошлом номере журнала мы рассказали о Лилиан Оппенгеймер — «бабушке американского оригами». Гостеприимный дом Лилиан стал в шес­тидесятых годах XX века своеобразным центром оригамской активности в США. Однако её встречи с любителями складывания так бы и остались на уровне домашних посиделок, если бы не появление в этом кругу молодого энергичного Майкла Шолла.  Именно этому молодому человеку удалось со вре­менем придать движению оригами в США истинно американский размах.

 

 

 

История его знакомства с оригами была во мно­гом достаточно типичной. Майкл родился 15 сен­тября 1949 года. Он провёл детство в небольшом городке Карлисл, посещал колледж в Вильямспорте, изучал английскую литературу в Нью-Джерси.

В 1974 году он перебирается в Манхеттен, где пыта­ется начать жить как свободный художник. Вот тут-то он и вспоминает про оригами, с которым его по­знакомил отец— Герман Шолл.

Серьёзно заболев в начале шестидесятых годов, Герман попал в больницу. Его приятель и партнёр в бизнесе по производству кварцевых кристаллов Волли Самуэльсон вскоре навестил друга и пода­рил ему книжку по оригами, для того чтобы он мог приятнее скоротать дни своего вынужденного зак­лючения в больничных стенах.

Когда Герман вернулся домой, он познакомил с оригами своих четырёх детей Девида, Дона, Май­кла и Макси. Для Майкла оригами стало впослед­ствии судьбой.

В Нью-Йорке Майкл знакомится с Лилиан Оппен­геймер, которая уже в то время была для многих общепризнанным лидером неформальной органи­зации любителей складывания. Это общество со временем переросло в Американский Центр Ори­гами. Майкл принимал в его росте и становлении живейшее участие. Он давал уроки оригами в шко­лах и музеях, в том числе в знаменитом Музее Ес­тественной Истории (American Museum of Natural History), и в музее Современного Искусства.

Но главное, пожалуй, не в этом. Майкл был по­лон идей. Он мечтал о тех днях, когда число членов общества оригами в США перевалит за тысячу. Он думал, как организовать их ежегодные встречи. Он верил в появление центров оригами во всех странах мира. При этом Майкла нельзя было назвать беспочвенным мечтателем.

Он был полон энергии, порой его поведение, особенно оцениваемое европейцами, казалось просто бесцеремонным. Он мог прийти к знакомому чуть не в полночь и сказать: «Я задумал осуществить следующее, и тебе в этом проекте отведена важная роль». Казалось бы, такое предложение несло только лишние хлопоты и беспокойства, однако большинство людей вспоминали о встречах с Майклом с удовольствием. Он вносил в их размеренную жизнь энергичный вихрь творчества. В наши дни многое из того, о чём мечтал Майкл, осуществилось. К сожалению, ему самому не уда­лось дожить до этих дней. В 1995 году он стал оче­редной жертвой СПИДа, к тому времени уже соби­равшего в США свой обильный и страшный урожай. Приятели Майкла Гретхен Клотц и Базя Самуэльсон выполнили в память о Майкле текстильное пан­но в стиле квилт, на котором была отражена его любовь к оригами.

Задумки Майкла продолжают жить и работать в аме­риканском оригамском сообществе. Для многих людей этот человек остаётся примером того, с ка­кой энергией и как следует воплощать самые дерзкие замыслы в жизнь.

 

 

 

Текстильное панно в память о Майкле

с надписью: “Origami is for AnyOne, AnyWhere, AnyTime!”

 

 

 

 

:  Урок языкознания с бумагой-2

:  Голубки-перевёртыши

(Оглавление № 16)