Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

ГЕОМЕТРИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Круглова И.А., г. Омск

Современное школьное математическое образование направленно, главным образом, на развитие абстрактно-логического мышления. Конкретно-образное развивается слабо, а именно эти качества позволяют выпускникам ориентироваться в окружающем нас геометрическом мире и творчески подходить к решению проблем.

Такие выводы позволяет делать статистика, собранная за много лег работы со студентами гуманитарных факультетов ОмГУ. Не менее красноречивые факты даёт ЕГЭ (Единый государственный экзамен): не приступают к решению геометрических задач (часть В) более 50%, среди тех, кто приступил, менее 10% дают правильный ответ...

Принцип рациональности, присущий выпускникам, позволяет им решать только те задачи, которые зачтут при выставлении аттестационной оценки (а это только задачи алгебры и начата анализа). Поэтому наиболее значимо для нас соотношение числа давших правильный ответ к числу приступавших к решению этих задач, то есть около 25%.

Все это позволяет сделать вывод, что, старшеклассники гуманитарного и общеобразовательного профиля геометрию изучают формально. Затем, обучаясь в вузе, как жаловалась мне недавно преподаватель черчения СИБАДА, студенты не могут различить объёмные фигуры.

Одна из причин такого положения — отсутствие учебных ресурсов для учащихся классов различных профилей.

Основным принципом обучения детей геометрии является принцип наглядности. Известное учебное пособие «Наглядная геометрия» для У-VI классов И.Ф. Шарыгина [Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для V - VI классов. - М.: МИРОС. КПЦ «Марта», 1992 г.] (для учащихся и преподавателей геометрии) содержит главу оригами, в которой, однако, приведено лишь несколько схем. Но 1992 год - это только начало введения оригами в Российское общеобразовательное пространство. В дальнейшем в его учебнике [Шарыгин И.Ф. Геометрия 7-9 классы. - М.: Дрофа, 1997 г.]  геометрии для 7-9 классов используются примеры геометрии листа бумаги.

В 2001 году выпускницей ОмГУ Митрохиной С.М. был защищён диплом «Оригами - как реализация дидактического принципа наглядности на уроках геометрии 7—9 классов». Цель работы - приспособить задачи, решаемые методом оригами, к школьному учебнику геометрии под редакцией Л.С. Атанасяна.

Всё вышесказанное относится к учебным материалам для среднего школьного возраста.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются старшеклассники, связаны с недостаточно развитым стереометрическим мышлением. Одним из методов решения этой проблемы является использование реальных объектов.

Моделировать фигуры можно различными способами:

  Склеивать модели многогранников по развёртке (недостатки: можно анализировать лишь поверхность тел).

  Собирать модели из трубочек, соединённых проволокой.

  Создавать оригамские модели (в том числе рёберные).

Остро назрела необходимость создания учебных пособий по геометрии, которые позволили бы учесть особенности мышления и восприятия учащихся различных профилей.

Мне представляется, что учебник геометрии 10-11 для учащихся гуманитарного профиля должен включать в себя элементы оригами. В качестве главы необходимо включение правил работы со схемами (знаковая система). Затем периодически должны появляться задачи:

• на моделирование пространственных фигур;

(в идеале, для каждого школьника должен собраться «конструктор», который может быть задействован при решении любой задачи).

• на доказательство результатов действий, производимых с бумагой в пространстве.

Например, известная задача, которая идеально подходит для первых занятий по стереометрии в 10 классе: из квадратного листа бумаги сделать пирамиду без наложений и без незаполненных частей (со школьниками не оговаривается, является ли эта пирамида четырёхугольной или треугольной).

 

 

Решение представлено на рисунке. М и К - середины сторон AD, CD соответственно. Искомая пирамида имеет основание MKD. Докажем, что полученная фигура действительно является пирамидой. (АВ=ВС - соединяются, АМ соединяется с МD (равные отрезки) СК с КD).

B

 

 

 

 

A

 

 

К этой задаче хорошо вернуться при изучении свойств пирамид. Какая пирамида получится в результате такого складывания? -Прямоугольная.

Докажем это. Рассмотрим DАВМ:

AB = a, AM = , BM = .

По теореме обратной теореме Пифагора для треугольника АВМ (ВD=ВА=ВС):

 

 

.  Следовательно, DАВМ - прямоугольный, значит ВА ^ АМ. Аналогично ВА ^ АК. Так как прямая ВА перпендикулярна двум пересекающимся прямым, она перпендикулярна всей плоскости, которую образуют эти прямые. Вывод - пирамида прямоугольная.

 

 

 

:  База данных оглавлений российского журнала «Оригами»

:  Применение оригами в курсе геометрии

(Огл. материалов Конф.)