Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ОРИГАМИ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ

Весновския О.В., Новочебоксарск (Чувашия)

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что геометрическое образование является основным для людей многих профессий, а проблема качества обучения и воспитания, развитая геометрических способностей учащихся приобретает ещё большую остроту и актуальность. Поэтому и уделяется большое внимание поиску новых методик преподавания.

Эффективным решением проблем смело можно назвать изучение геометрии с помощью оригами. Это искусство знакомит со всеми геометрическими объектами и облегчает освоение систематического курса геометрии.

Главной целью курса «Геометрия и оригами» является всестороннее развитие геометрического мышления и формирование геометрических знаний средствами оригами, которые помогают преодолеть указанные трудности, и позволяют учащимся «войти в пространство».

Изучение геометрии с использованием оригами в школе можно разбить на три этапа. Программа первого этапа может быть рассчитана для учащихся 1 -4 классов, второго этапа - для учащихся 5-9 классов, третьего этапа - для учащихся 10-11 классов.

На первом шаге учащиеся в ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомятся с основными геометрическими фигурами, понятиями, их свойствами и учатся основам техники оригами. На этом шаге оригами при изучении геометрии выступает важнейшим средством, стимулирующим мышление, фантазию и предпосылки к творческой деятельности. Полученные знания помогают учащимся изучать геометрию на следующем уровне.

Программа второго этапа логично развивает систему знаний, >мений и навыков, приобретенных на начальной стадии обучения. Здесь особое место уделяется работе по схемам, процессу складывания плоскостных фигур. На этой ступени важно уделить внимание ознакомлению с орнаментами, которые очень красивы по своей форме. Складывая их в различных комбинациях, можно получить многогранники. При этом развивается пространственное воображение учащихся, что способствует успешному усвоению стереометрии в старших классах. Важность этой ступени состоит в том, что здесь особое место занимает метод решения задач на построение без помощи циркуля и линейки. Особая ценность этого метода в том, что он позволяет построить правильные многоугольники, построение которых с помощью циркуля и линейки затруднительно, а в некоторых случаях невозможно.

На третьей шаге изучения геометрии с использованием оригами ведется целенаправленная работа по формированию содержательного логико-математического мышления. Большое значение для развития воображения играет изготовление геометрических фигур, в которых прослеживается определённая закономерность расположения модулей, наглядное восприятие которых помогает учащимся понять эту особенность и справиться с геометрическими задачами. Сюда входят построения правильных, полуправильных и неправильных многогранников, их сечения, нахождение площадей боковых поверхностей и объёмов геометрических тел.

Изучения геометрии с помощью оригами помогает реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели обучения.

Во-первых, ученики приобретают геометрические знания, развивают творческие способности, приобретают различные умения, навыки и ряд сведений, необходимых им в дальнейшей практической жизни.

Во-вторых, курс связан с развитием речи, творческой активности, с приобретением навыков познавательной самостоятельности, с формированием геометрической интуиции, четкого логичного рассуждения, силы абстрагирования, геометрической памяти.

В-третьих, данные занятия помогают учащимся включиться в процесс самовоспитания, который является и интересным и вместе с тем бесценным по своему значению.

Курс помогает школьникам перейти на следующий этап познавательной деятельности, который включает в себя учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельности.

В 1996г. ученицы 11 класса школы-гимназии №11 г.Новочебоксарска Чувашской Республики Кузнецова И. и Мартынова Н., научным руководителем которых я являлась, с работой по оригами и геометрии участвовала в I Республиканской научной конференции молодежи и школьников, получив дипломы первой степени. В этом же году, участвуя в IV Российской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», девочки получили дипломы II степени, свидетельства результативности научно-исследовательской деятельности авторов и творческих достижений в научной области, соответствующей тематике работы и были зачислены в МГТИ им. Н.Э. Баумана без экзаменов. В последующих городских конференциях учащиеся получали дипломы I и II степеней, а в 2002 году ученик 8 класса Дудин К. в VII Республиканской научной конференции молодежи и школьников получил диплом Пстепени.

По результатам конференций школьников можно сказать, что оригами помогает не только в изучении .геометрии, но и направляет учащихся к исследовательской деятельности.

Литература:

1. Шарыгин И.Ф. Нужна ли школе 21-го века Геометрия? (Математическое просвещение №3, вып. 8.)-М.: МЦНМО, 2004, с. 37-52.

2. Весновская О.В. Оригами: орнаменты, кусудамы, многогранники. - Чеб.: Руссика, 2003г.

3. Гусев В.А. Методика обучения геометрии. - М.. Академия, 2004г.

4. Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. -М.: Юрайт, 2004г.

5. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: Вербум-М, Академия, 2003.

 

 

 

:  Геометрия в классах гуманитарного профиля

:  Элективный курс в 9 классе

(Огл. материалов Конф.)