Оригами № 1(16) 1999

Избранные труды I Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 1996 г.

 

 

 

 

РАБОТА В ГРУППЕ ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Г.А. Журавлёва, учитель начальных классов средней школы № 56, г. Омск

 

В группах детей с ЗПР работаю уже не первый год. Сначала я хотела бы не­много рассказать о том, что представляют собой эти дети.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: созревание орга­низма и становление психических процессов (мышления, памяти, внимания, вос­приятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит неравно­мерно и замедленно, отставая от нормы на полтора — два года. Огра­ничения психических и познавательных возможностей не позволяет ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему шко­ла.

Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У него гораздо больше, а часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в малой степени созревают учебные интересы и понятия должного, нужного, а значит, и самоопределение школьников. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усид­чивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет млад­шему школьнику полноценно осуществлять обычную напряжённую учебную деятельность. Он очень быстро устаёт, истощается. В связи со сниженными процессами разумения (умение сравнивать, обобщать, подразделять), учащиеся не в состоянии самостоятельно, без особой педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной про­граммы.

Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, умственного подбадривания, общеукрепляющего оздоровления успешно пре­одолевают свой недостаток, т.е. ЗПР носит временный характер. Занятия кружка "Оригами" и является своего рода коррекцией. Не перечислить всех достоинств оригами в становлении ребёнка. Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекает детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надре­зание, склеивание.

Оригами укрепляет у детей способность работать руками под управлением со­знания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения паль­цев, происходит упражнение глазомера, чёткое согласование рук и глаза. А это особенно необходимо для детей с ЗПР.

Оригами способствует сосредоточению и внимания. Ведь оригами - это не ме­ханическая работа, каждый шаг складывания требует мысленного управления, чтобы получить желаемый итог. Складывать и заниматься чем-то посто­ронним невозможно.

Оригами имеет огромное значение в становлении созидательного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Занятия оригами укрепляют память. Ученикам хочется запомнить как можно больше поделок на память. При определённом опыте складывания дети работают не по схемам на листе бумаги, а держат их в голове, что, конечно, требует определённых усилий.

Занятия оригами помогает изучению математики. Знакомство с различными геометрическими построениями (квадрат, треугольник, многоугольник) и их составляющими (биссектриса, вершина, угол, ось симметрии); действия с объёмными фигурами — складывание фигур из бумаги, деление на части; изучение с помо­щью оригами измерения отношений и пропорций.

Занятия оригами упражняют способность устной передачи знаний, что очень нужно детям, так как дети с ЗПР не умеют чётко выражать словесно, что они делают, что хотят выразить.

Эти занятия способствуют созданию поводов для игры. Так как для этих детей остаётся ведущей игра, то занятия оригами им очень интересны.

Занятия оригами используются как способ общения. В оригами есть вещи, которые могут складываться из нескольких модулей. Такие поделки могут собирать несколько человек, в итоге дети получают вместе одно целое. В такой работе очень важно то, что каждый принимает участие в общем деле и видит возникающую на его глазах сложную вещицу, сделанную усилиями детей всего класса, в том числе и его.

Занятия оригами укрепляют пространственное воображение - учат читать чертежи, по которым складываются поделки, и представлять по ним изделия в объёме. Помогают становлению чертёжных навыков. Схему понравившегося изде­лия хочется записать в тетрадку.

На занятиях оригами у ребят накапливается уверенность в своих силах и спо­собностях - неуспевающих на занятиях не бывает!

Занятия оригами являются и способом получения дополнительных сведений о предметах, которые изготовляют дети.

Занятия оригами отлично укрепляют творческие способности.

Оригами позволяет рассказать об истории бумагоделания.

Это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Передо мной часто возникал вопрос - можно ли научить детей с ЗПР орига­ми? И если можно, то как это сделать, учитывая их отвлекаемость, неустойчивость, неумение подолгу сосредотачиваться. И я решила попробовать научить детей такому искусству.

Моя первая и самая главная задача заключается в том, чтобы заинтересо­вать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Для этого я делала и дарила детям подарки, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторгов! Но сам ход изготовления вещей интересовал, к сожа­лению, не всех ребят.

Долгожданный вопрос: "А как это?" и просьба всех детей научить их делать игрушки я всё-таки услышала. И тогда решила - пора!

Мы начали постигать оригамскую грамоту.

Считаю, что первые занятия стоит посвящать свободным действиям с бума­гой, чтобы дать ребёнку возможность познакомиться с её свойствами. Бумагу лучше брать небольшого размера. Она должна легко сгибаться и не ломаться на сгибах.

На первых занятиях я отрабатывала точность движений (в том числе умение получать ровный квадрат разными способами), ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид изделия. Занятия проходили живо и эмоционально, в виде игры. Я многократно показала каждый приём в разных случаях, объясняя его словами. Детям с ЗПР необходимы поощрения и поддержка, и на первых порах я даже сама намечала некоторые сгибы. Вместе с умениями у де­тей появилась уверенность в себе, своих силах и желание работать дальше. Приобретённое знание мы закрепляли в играх на других уроках.

Только после этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек. Важ­ное место занимали игровые приёмы, художественное слово, советы, вопросы. Я не добивалась одновременного окончания работы всеми детьми. Справив­шиеся с заданием помогали другим закончить работу. Сделанные работы деть­ми только хвалила. Сложенные игрушки дети забирают с собой домой.

Совместными усилиями (мною на занятиях, учителями на уроках и воспита­телями в группах продлённого дня) мы сумели помочь этим ребятам войти в чу­десный мир оригами. Дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать. Дети ждут следующе­го занятия с большим желанием.

Однажды я у них спросила: "Почему вам нравится заниматься оригами?" В ответ я услышала разные высказывания:

   оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько ми­нут появляется чудесная фигурка;

для занятий нужна только бумага и знания учителя;

 с помощью оригами можно создать целый мир, в котором можно играть;

оригами - народное творчество; не требует особых способностей, получается у всех; помогает быстро украсить любое помещение;

с помощью оригами можно делать удивительные и неповторимые подарки.

И ещё многие другие интересные ответы.

А ведь этого было очень нелегко достичь, но всё-таки получилось!

И в заключение хочется напомнить о ручном интеллекте: "Чем лучше развиты руки, тем лучше развит мозг".

 

 

 

: Техники оригами на уроках обслуживающего труда

: Очные и заочные олимпиады по оригами

(Огл. материалов Конф.)