Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОРИГАМИ

В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Кузмичёва А.Н., г. Орёл

Овладение умениями и навыками созидательной деятельности у детей с общим недоразвитием речи отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Они связаны с неточностью зрительного восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, плохо развитым умением слушать и понимать обращённую к ним речь, трудностями в планировании своих действий. У детей также слабо развита моторика пальцев рук, мышление, воображение. Между тем, доказано, что развитие речи и интеллекта, тесно связано со способностью ребёнка, совершать хорошо слаженные движения пальцев рук. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук при складывании поделок, совмещая уголки, проглаживая сгибы, складки кончиками пальцев, ребёнок развивает обе руки, упражняет пальчики и подталкивает развитие центров речи.

Воспитывается умение преодолевать трудности, целеустремлённость в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Чередование словесного указания, показа, выполнения действий развивает у детей умение переключать внимание от одной операции к другой. Развивается память, так как необходимо запоминать последовательность действий.

Вначале педагог развивает у детей понимание обращённой к ним речи. В дальнейшем он побуждает детей сопровождать свои действия речью, отвечать на вопросы «что делаешь», «что сделал», сначала одним словом («складываю», «сложил»), а затем полным предложением Речевые высказывания детей в ходе производительной деятельности способствуют закреплению речевых навыков, полученных на логопедических и познавательных занятиях, способствуют накоплению словаря.

На следующем этапе воспитатель учит детей выполнять поделки по объёмным схемам, где каждый этап поделки представлен фигуркой. Её можно сравнить с предыдущим этапом, понять что изменилось, как это сделать. Дети учатся продумывать, анализировать и последовательно выполнять действия, сравнивать результат с образцом, заниматься самостоятельно.

Основным движением в оригами является складка. Дети быстро запоминают названия основных складок и базовых форм. Вместо длинного пояснения короткий и ёмкий образ: «косынка», «книжка», «дверь», «домик», «самолёт». Оригами позволяет развивать знания о геометрических фигурах, математических понятиях. Квадрат путём складывания разделяется на множество других фигур, которые можно посчитать, показать, сравнить. Закрепляются навыки согласования числительных с существительными, изменения существительных по числам, употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Занятия оригами дают возможность младшим дошкольникам в возрасте трёх-четырёх лет, которые не умеют ещё изображать достаточно сходно животных, птиц, получать поделки с узнаваемыми очертаниями и признаками, путём складывания бумаги в разных направлениях. Игры с поделками, придумывание историй, сочинение сказок развивает воображение детей, связную речь, интерес к ручному труду. Готовые поделки, подвешенные на ниточке, используются при выполнении артикуляционной гимнастики, в упражнениях на развитие воздушной струи. Ребёнок с интересом ждёт занятия, чтобы узнать, с какой поделкой сегодня он будет играть.

Дети учатся работать сообща, создают собрание поделок для пальчикового театра, совместно готовятся к праздникам, украшают группу своими поделками, изготавливают поделки для обустройства стола. Коробочки, кошельки, стаканчики, кепки используются в различных сюжетно-ролевых играх. Всегда есть возможность приготовить подарки для родных и друзей. Развиваются нравственные качества личности: доброта, отзывчивость, сопереживание.

В средней группе я показываю детям фокусы с бумагой: превращаю квадраты в игрушки, дарю им поделки. Постепенно у детей возникает желание самим научиться делать поделки. Я учредила кружок оригами. К нам в группу зачастили гномики Ори и Ками, из страны Оригами. Каждая тема, изучаемая на логопедических занятиях, находит отражение в занятиях оригами. Собрание поделок в группе пополняется каждую неделю.

Пальчиковый театр с поделками оригами даёт возможность сочинять и разыгрывать небольшие сценки, любимые сказки, потешки даже одним ребёнком, предоставляя возможность другим детям стать зрителями. Сопереживание действию, умение слушать друзей, помочь в случае необходимости, воспитывают навыки общественной деятельности.

В старшей группе мы вместе с детьми разыгрываем сказки в кукольном театре оригами. Наиболее любимыми стали сказки «Теремок», «Машенька и медведь», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Три поросёнка».

Кроме сказок и занятий кружка дети имеют возможность заниматься оригами самостоятельно. В группе создан уголок оригами, где есть бумага различных цветов, фактур, квадраты разных размеров, схемы поделок, заготовки базовых форм, т.е. все условия для развития мелкой моторики пальцев рук, творческого мышления, фантазии, воображения, развития артикуляционного аппарата, а значит и речи.

 

 

 

: Практическая направленность занятий оригами в условиях школы-интерната

:  Воспитание младших школьников посредством оригами

(Огл. материалов Конф.)