Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ ОРИГАМИ

В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Копылова Н.А., г. Красноярск

Современная образовательная практика в учебном процессе и в сфере дополнительного образования твёрдо встала на путь компьютеризации. Технология обработки металла изучается теоретически по компьютерной презентации; химические опыты обрабатываются на моделирующих компьютерных программах; живопись заменяется заливкой контура локальным цветом в графическом редакторе. На наш взгляд такая виртуализация процесса познания окружающего мира обедняет возможности сенсомоторного развития ребёнка, его творчески-преобразующего потенциала. При несоблюдении гармоничных пропорций между теоретическим и практическим знанием трудно говорить о реализации деятельностной модели образования, о переходе от ЗУНовской парадигмы образования к компетентносной.

Занятия оригами позволяют сохранить эту гармонию. Они не только предполагают выполнение ряда практических действий с реальным результатом, не только подразумевают владение техникой на уровне закреплённых навыков, но и создают условия для переноса коррекционно-реабилитационных возможностей оригами на другую учебную деятельность или жизненные ситуации. Такой подход делает вопрос о практической направленности занятий оригами вполне актуальным. Вот с таких широких позиций мы и попытаемся рассмотреть некоторые направления практического применения оригами в Красноярской школе-интернате №1 им. В.П. Синякова.

На самых первых этапах знакомства с искусством оригами во время кружковых занятий наши воспитанники погружаются не только в увлекательный мир складывания фигурок птиц и животных, цветов и многогранников, писем и конвертов, но и в мир математических терминов. В процессе складывания листочка бумаги дети довольно легко усваивают такие понятия, как «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «центр квадрата», «диагональ», «симметрия», «половина», «треть», «четверть» - ведь эти понятия можно буквально потрогать руками. Поэтому практическим переносом этих знаний на урок становится учебная успешность детей по математике.

Тренировка мелкой моторики для детей, больных сколиозом (коими являются наши ученики), не только способствует повышению общей учебной успешности, но и становится составной частью программы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью, что является одной из главных задач нашей школы.

Находится место для оригами и при разработке особых уроков здоровья. Так на уроках, посвящённых здоровому питанию, рассматриваются способы сервировки стола с использованием элементов, выполненных в технике оригами. Практическая направленность этих уроков проявляется в желании детей использовать полученный опыт при сервировке классных чаепитий и праздничных домашних столов, о чём говорят отзывы воспитателей и родителей.

В программе Интеллектуального марафона, ежегодно проводимого для учеников среднего звена нашей школы, представлена образовательная область «Технология» с обязательным включением заданий по оригами, где дети успешно и с удовольствием изобретают собственные модели оригами из бумажного конструктора.

Важным этапом в практическом применении оригами стало включение в учебную программу профильных групп учащихся 10 - 11-х классов курса оригами по выбору. В рамках этого курса учащиеся выполняют комплекс практических заданий от Красноярского Центра Оригами; готовят мини-исследования по истории оригами с последующей публичной защитой. По итогам квалификационного экзамена учащиеся получают удостоверения с правом преподавания вводного курса оригами для дошкольников и младших школьников. Выпускники этой «Школы оригами» проходят социальную практику - принимают участие в подготовке районной олимпиады по оригами, которая проходит на базе нашей школы. Для некоторых учащихся исследовательская работа, выполняемая в рамках курса по выбору, находит дальнейшее воплощение в работе на уровне НОУ. Так в 2007 году учеником 10-го класса Тимофеевым Андреем была подготовлена работа «Оригами для здоровья и успеха» о лечебных свойствах этого вида деятельности. Автор на личном примере исследовал возможности занятий оригами для восстановления двигательных функций руки после сложного перелома. Экспертное заключение врача-ортопеда подтвердило практическую ценность этих занятий.

Для ребёнка, находящегося длительное время в стенах школы-интерната особое значение приобретает атмосфера тепла и уюта. Создать такую атмосферу помогают элементы оформления интерьера учебных и жилых помещений к праздникам и значимым для детей событиям; игрушки-оригамушки и кукольные домики, созданные воспитанниками; подарки и сувениры для друзей и родных.

Сегодня к оригами в нашей школе относятся уважительно и педагоги, и родители, признавая за этим чудесным искусством возможности практической реализации многих важных задач. Дети же оригами просто любят. Им у нас занимаются и первоклашки, и выпускники. Занимаются с удовольствием и успешно, о чем говорят призовые места на олимпиадах и научно-практических конференциях, дипломы на районных, городских, российских и международных выставках.

 

 

 

: Оригами в учебном процессе коррекционной школы

:  Ипользование занятий оригами в разв. детей дошк. возраста с общим недоразвитием речи

(Огл. материалов Конф.)