|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Из книг по оригами и близким направлениям |
|
||||||||
|
№ 187 |
|
|
|
||||||||
|
Название |
Оригамика. Геометрические опыты с бумагой
|
Оригамика.
Математические опыты со
складыванием бумаги / Ред.
Масами Исода, И. Р. Высоцкий. Описание издателей: Яркая, захватывающая книга соединяет элементы игры
в оригами с изучением серьёзных геометрических сюжетов. Будет полезна как
ученикам и их родителям, так и учителям математики и руководителям
математических кружков для увлекательного изучения геометрии на уроках,
факультативах и кружках. От нас: Некоторые несоответствия книги начинаются с её обложки, на
которой указано иное название, чем в самой книге (где слово «геометрические»
плавно переходит в «математические»). Столь же осторожно следует воспринимать
слова «яркая, захватывающая книга», которые по нашему мнению всё-таки
относятся преимущественно к тем людям, которые по-настоящему увлечены
математикой, ещё точнее – геометрическими построениями и соотношениями.
Заметим, что таковых, по научной статистике, не более 10% от
населения. А в остальном всё хорошо. |
Обложка книги |
|
|||||||
|
Авторы |
Кадзуо
Хага |
|
|||||||||
|
Издатель |
|
||||||||||
|
Год издания |
2012 (1-е изд.) 2014 (2-е изд.) |
|
|||||||||
|
Страниц |
160 |
|
|||||||||
|
Выпуск |
3000 шт. (оба изд.) |
|
|||||||||
Формат |
70 ´ 100 1/16 |
|||||||||||
ББК 22.151.0я92 Х13 |
||||||||||||
ISBN |
978-5-94057-956-4 (1-е изд.) 978-5-4439-0129-9 (2-е изд., испр.) |
|||||||||||
|
|
|
Буква «ё»
в книге не проставлена (замечание скорее к издателям, чем к
авторам). == См. также == Афонькин
С.Ю., Капитонова И.В. Оригами и геометрия. Чебоксары, ЧГУ, 1993. - 28 с. Белим
С.Н., Белим С.В. Задачи по геометрии, решаемые методом оригами. М.: Аким, 1998. 64 с. |
|
||||||||
|
|
|
|
Содержание |
|
|
||||||
|
|
|
От редакторов русского издания От автора |
7 12 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 1 Точка открывает дверь в оригамику |
|
|
|
||||||
|
|
|
1.1. Первые сгибы |
14 |
|
|
||||||
|
|
|
1.2. Построение египетского
треугольника |
15 |
|
|
||||||
|
|
|
1.3. Деление отрезка на три
равные части без циркуля и линейки |
18 |
|
|
||||||
|
|
|
1.4. Обобщение первой теоремы
Хаги |
21 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 2 Новые сгибы — новые теоремы |
|
|
|
||||||
|
|
|
2.1. Трисекция отрезка с помощью
второго сгиба Хаги |
25 |
|
|
||||||
|
|
|
2.2. Где точка Р? |
28 |
|
|
||||||
|
|
|
2.3. Третья теорема Хаги и новые
находки |
31 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 3 Обобщение теорем Хаги на прямоугольники с «серебряным»
отношением сторон |
|
|
|
||||||
|
|
|
3.1. Математические приключения
офисной бумаги |
34 |
|
|
||||||
|
|
|
3.2. Тайны сгибов альбомного
листа |
38 |
|
|
||||||
|
|
|
3.3. Третья теорема Хаги и лист офисной бумаги |
42 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 4 Х-линии со множеством сюрпризов |
|
|
|
||||||
|
|
|
4.1. Начнём с произвольной точки |
45 |
|
|
||||||
|
|
|
4.2. Наблюдения за точкой
пересечения |
47 |
|
|
||||||
|
|
|
4.3. Центр описанной окружности |
49 |
|
|
||||||
|
|
|
4.4. Как меняется высота точки пересечения? |
50 |
|
|
||||||
|
|
|
4.5. Чудеса продолжаются |
52 |
|
|
||||||
|
|
|
4.6. Решение загадки про «одну вторую» |
54 |
|
|
||||||
|
|
|
4.7. Ещё одно чудо |
55 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 5 Внутри и снаружи |
|
|
|
||||||
|
|
|
5.1. Не сгибайте точно пополам |
58 |
|
|
||||||
|
|
|
5.2. Какие многоугольники получаются? |
59 |
|
|
||||||
|
|
|
5.3. Когда получается треугольник или
четырёхугольник? |
60 |
|
|
||||||
|
|
|
5.4. Составление внутренней карты |
62 |
|
|
||||||
|
|
|
5.5. Это и есть научный метод |
65 |
|
|
||||||
|
|
|
5.6. Завершение карты |
66 |
|
|
||||||
|
|
|
5.7. Мы должны составить и внешнюю карту |
67 |
|
|
||||||
|
|
|
5.8. Давайте вычислим площади |
70 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 6 Лепестковая схема |
|
|
|
||||||
|
|
|
6.1. Логотип оригамики |
72 |
|
|
||||||
|
|
|
6.2. Складывание листа бумаги наложением всех
вершин на одну точку |
73 |
|
|
||||||
|
|
|
6.3. Замечания о многоугольниках |
76 |
|
|
||||||
|
|
|
6.4. Коллективный подход к решению задачи |
76 |
|
|
||||||
|
|
|
6.5. Уменьшение числа сгибов. Достаточно восьмой
части квадрата |
78 |
|
|
||||||
|
|
|
6.6. Как получаются лепестки? |
79 |
|
|
||||||
|
|
|
6.7. Чему равны площади найденных областей? |
83 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 7 Существует ли область семиугольников? |
|
|
|
||||||
|
|
|
7.1. Вспомним процедуру
складывания |
84 |
|
|
||||||
|
|
|
7.2. Возникает семиугольник! |
87 |
|
|
||||||
|
|
|
7.3. Эксперименты с прямоугольниками с разным
отношением сторон |
88 |
|
|
||||||
|
|
|
7.4. Исследование ромба |
89 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 8 Одиннадцать удивительных звёзд |
|
|
|
||||||
|
|
|
8.1. Эксперименты со
складыванием бумаги |
91 |
|
|
||||||
|
|
|
8.2. Открытие |
94 |
|
|
||||||
|
|
|
8.3. Доказательство |
96 |
|
|
||||||
|
|
|
8.4. Дальнейшие исследования пересечений линий
сгибов |
100 |
|
|
||||||
|
|
|
8.5. Доказательство утверждения о точках
пересечения продолжений линий сгибов |
103 |
|
|
||||||
|
|
|
8.6. Радость от открытий и от предвкушения
дальнейшего поиска |
105 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 9 Куда пойти и с кем повидаться? |
|
|
|
||||||
|
|
|
9.1. Оригамика как игра |
106 |
|
|
||||||
|
|
|
9.2. Сюжет: принцесса и три рыцаря |
106 |
|
|
||||||
|
|
|
9.3. Правило: в гости ходят по одному |
107 |
|
|
||||||
|
|
|
9.4. Случаи, в которых встреча невозможна |
110 |
|
|
||||||
|
|
|
9.5. Составление карты местности |
110 |
|
|
||||||
|
|
|
9.6. Цветок или насекомое? |
113 |
|
|
||||||
|
|
|
9.7. Новое правило: групповые встречи |
113 |
|
|
||||||
|
|
|
9.8. Где искать укромные местечки? |
115 |
|
|
||||||
|
|
|
9.9. «Чёрный ход» и «тайные встречи» |
116 |
|
|
||||||
|
|
|
Занятие 10 Вдохновение |
|
|
|
||||||
|
|
|
10.1. Сюжет «Жестокий король
Оригамии» |
120 |
|
|
||||||
|
|
|
10.2. Начнём с простой задачи: как разделить
прямоугольник на три равные части по горизонтали и по вертикали? |
121 |
|
|
||||||
|
|
|
10.3. Узел 5-го порядка. Метод маятника |
124 |
|
|
||||||
|
|
|
10.4. Метод получения узла 7-го порядка |
128 |
|
|
||||||
|
|
|
10.5. Расследование продолжается: испытаем идею
маятника |
130 |
|
|
||||||
|
|
|
10.6. Поиск узлов 11-го и 13-го порядка |
132 |
|
|
||||||
|
|
|
10.7. Другой способ получения узлов 11-го и 13-го
порядка |
135 |
|
|
||||||
|
|
|
10.8. Продолжим в том же духе: узлы 15-го и 17-го
порядка |
138 |
|
|
||||||
|
|
|
10.9. Некоторые идеи, основанные на подобии
треугольников |
143 |
|
|
||||||
|
|
|
10.10. Деление на большое число частей |
147 |
|
|
||||||
|
|
|
10.11.
Обобщение на все прямоугольники |
148 |
|
|
||||||
|
|
|
Приложение.
Как сложить треугольную пирамиду из листа А4 |
149 |
|
|
||||||
|
|
|
Кадзуо Хага Оригамика. Математические
опыты со складыванием бумаги Подписано в печать
11.03.2012 г. Формат 70 х 100 '/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л.
10. Тираж 3000 экз. Заказ № 369. Издательство Московского
центра непрерывного
математического образования. 119002, Москва, Большой
Власьевский пер., д. 11. Тел. (499) 241-74-83 Отпечатано с готовых
диапозитивов в ППП «Типография „Наука"». 121099, Москва, Шубинский пер.,
6. Книги издательства МЦНМО
можно приобрести в магазине «Математическая книга»,
Большой Власьевский пер., д. 11. Тел. (499) 241-72-85.: biblio@mccme.ru |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
||||||||