^

=

_

 

 

 

 

 

Из книг по оригами и близким темам

 

 

№ 1270

 

 

 

 

Название

Учимся оригами. Практический курс для начинающих

Практический курс поможет освоить азы оригами — искусства складывания бумаги без ножниц и клея, возникшего в Японии и к нашему времени завоевав­шего любовь и признание во всем ми­ре. Материал курса разбит на 20 заня­тий и в общей сложности содержит опи­сания и схемы сборки 26 моделей, а также азбуку Оригами — международ­ные условные обозначения, с помощью которых записываются схемы склады­вания фигурок.

 

 

Авторы

ШУМАКОВ Ю.В.,

КОЧЕТКОВА Е.Р.

 

 

Издатель

 Ростов-на-Дону,

«Лицей»

 

 

Год издания

1995

 

 

Страниц

48

 

 

Выпуск

20 000

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия оригами способствуют развитию у детей и взрослых навыков мелких и точных движений пальцев рук, пространственного воображения, внимания, памяти, творческих способностей.

Пособие может быть использовано как для самостоятельного обучения, так и на уро­ках труда, изобразительного искусства в начальной и средней школах, в классах коррек­ции, детских кружках и домах творчества. Также оно может быть использовано для спе­циальных занятий в детских и взрослых реабилитационных центрах, больницах, психоло­гических центрах, службах семьи.

Как методическое пособие книга будет полезна родителям, педагогам, руководите­лям кружков и студий, воспитателям, логопедам, психологам, психотерапевтам.

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

АЗБУКА ОРИГАМИ

Занятие 1: Простейшие упражнения

Занятие 2: Простые фигурки

Занятие 3: Самурайский шлем, Вертушка (класс. модели)

Занятие 4: Пилотка (авт. - Екатерина Кочеткова)

Занятие 5: Рыба-кит

Занятие 6: Утёнок (авт. неизв.)

Занятие 7: Муха (авт. – Ек. Кочеткова)

Занятие 8: Письмо, Датский конверт (класс. модели)

Занятие 9: Салфетки. Салфетка «Веер» для прибора (класс. модель)

Занятие 10: Коробочка (авт. – Ю.Шумаков)

Занятие 11: Фрукт (авт. – Ю.Шумаков)

Занятие 12: Огурчик (авт. – Ю.Шумаков)

Занятие 13: Журавлик (класс. модель)

Занятие 14: Цветок и листик (авт. – Ек. Кочеткова)

Занятие 15: Трёхглавый дракон (авт. – Ю.Шумаков)

Занятие 16: Попугай (авт. – Ек. Кочеткова)

Занятие 17: Шкатулка (авт. – Ю.Шумаков)

Занятие 18: Кусудама (класс. модель)

Занятие 19: Колокольчик (авт. – Ю.Шумаков)

Занятие 20: Динозавр (авт. – Ек. Кочеткова)

Заключение

 

 

 

 

Введение

Оригами - это искусство складывания бумаги, зародившееся в Японии. Японские хро­ники "Нихонги" свидетельствуют, что начало этого искусства восходит к 610 году. Но своими корнями культура складывания бумаги уходит в Древний Китай, где более 2000 лет назад была изобретена бумага. Там же возникли первые традиции складывания бумаж­ных фигурок. Способ изготовления бумаги был завезён из Китая в Японию. Бумага была очень дорогой, так как её получали из коконов шёлкопряда. Однако вскоре был изобретён более дешёвый и доступный способ производства бумаги. Её стали изготовлять из стеб­лей бамбука и древесной коры. Появился уникальный материал, обладающий свойством складывания.

Изделия из бумаги - коробочки, цветы, вазы, веера, фонарики, куклы - использовали в религиозных церемониях, на праздниках, семейных торжествах. Бумажными фигурками украшали волосы, вставляя их в прическу. Родители делали для своих детей игрушки из бумаги. В течение многих поколений этот обычай передавался от родителей к детям. На­звание "оригами" это искусство получило приблизительно в восемнадцатом веке, что в переводе с японского означает "ори"- складывание, "ками"- бумага. Тогда же были выпу­щены и первые книжки по оригами. В конце девятнадцатого века оригами начали изучать в японских детских садах и школах.

Во второй половине двадцатого века японский оригамист Акира Йошизава изобрёл условные знаки, с помощью которых можно записывать схемы складывания любых, даже очень сложных фигур, После изобретения азбуки, оригами стало широко распространять­ся по всему миру, ведь теперь схемы складывания моделей мог "прочитать" без перево­да человек любой национальности. Сейчас все книги по оригами, где бы они ни издавались, начинаются с объяснения этих знаков, ставших международными.

Известно, что любителем оригами был английский писатель Льюис Кэррол - автор "Алисы в стране чудес". Русский писатель Лев Толстой тоже увлекался оригами.

В оригами принято собирать модели из квадратного листа бумаги без ножниц и клея. Птицы, цветы, коробочки и даже динозавры могут быть собраны из одного листка бумаги. Иногда фигурки собираются таким образом, чтобы некоторые их детали были подвижными, и тогда они машут крыльями или открывают рты.

Некоторые фигурки собираются из отдельных листков, соединяющихся между собой с помощью бумажных замочков. Из разных деталей обычно собирают кукол и различные объёмные модели животных, машин, самолётов.

Складывание моделей из нескольких листиков бумаги применяется в модульном оригами, где различные шары, кусудамы, коробки, пирамиды, кубы и другие геометрические фигуры собираются из одинаковых модулей. А сами модули складываются из бумажных квадратиков одинаковых или разных цветов. Здесь оригами представляется нам занимательным бумажным конструктором.

Складывание квадратов цветной бумаги в различные фигурки - очень популярное развлечение в Японии и других странах, в том числе и в России.

Оригами не только весёлое и интересное, но также и очень полезное занятие. Во время работы с бумагой происходит естественный массаж кончиков пальцев, что увеличивает их чувствительность. Пальцы становятся более подвижными и ловкими. Занятие оригами способствует развитию пространственного воображения, внимания, сообразительности и смекалки. Развиваются аккуратность, терпение и, конечно же, творческий потенциал, ведь занимаясь оригами, многие, как дети, так и взрослые, начинают придумывать свои оригинальные модели.

Испытайте радость волшебного превращения простого квадратика бумаги в удивительную игрушку!

РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ, РАБОТАЮЩИМ С ДЕТЬМИ

Как уже отмечалось, оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования некоторых стран мира. Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Дошкольникам, например, такие навыки позволят быстрее научиться писать. В процессе занятий также развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать. Начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребёнок усваивает ещё один способ выражения себя.

Занимаясь с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, желательно показывать как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа красивых и сложных моделей, рассказывая об оригами, чтобы заинтересовать детей. Работать желательно с большим квадратным листом, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, середина, угол, складка, сторона и т.д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем малочисленной должна быть группа. Детей постарше лучше сразу учить читать схемы складывания моделей.

Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, психологических центрах, службах семьи, психо-реабилитационных центрах, больницах.

Оригами прекрасное психотерапевтическое средство, отвлекающее и переключающее детей во время болезни или других психотравмирующих ситуаций. По древней японской традиции нужно собрать тысячу бумажных журавликов, чтобы больной человек стал снова здоров.

Элементы оригами могут быть использованы в сеансах арт-терапии. Как методический приём пригодится оригами и логопеду. К складыванию несложной фигурки можно подобрать стишок, скороговорку или считалку, синхронизируя складывание с проговариванием текста.

Занятие оригами в семейном кругу способствует сплочению семьи. Совместное изготовление праздничных украшений принесет радость взрослым и детям. Игрушки из цветной бумаги украсят новогоднюю елку, будут хорошим подарком. Сложенные способом оригами бумажные салфетки пригодятся при сервировке праздничного стола. Из бумажных фигурок можно составлять композиции, дополняя их аппликацией и рисунком. На их фоне можно разыгрывать бумажные кукольные спектакли.

В построении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, делать так, чтобы занятия оригами были интересными и увлекательными для них.

Оригами — это радостное искусство, приносящее людям улыбки и хорошее настроение.

 

 

 

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Занимайтесь  оригами  в  хорошо  освещённом  месте,  чтобы не уставали глаза.

Прежде, чем приступить к сборке модели, внимательно изучите схемы - картинки.

Для того, чтобы модель получилась аккуратной и красивой, листок бумаги должен быть точным квадратом.

 Выполняйте складывание на ровной поверхности.

Складывая модель, следите за тем, чтобы указанные  вершины или стороны листка были точно совмещены.

Избегайте делать лишние складки, а нужные тщательно проглаживайте.

Упражнение 1:  Получение квадрата из прямоугольного листа бумаги

 

 

 

 

 

Заключение

Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие в удивительный мир сложенной бумаги. Этот мир велик и с каждым новым днём, с каждой новой фигуркой-оригами его границы становятся все шире и шире. Бумажный мир открыт для вас в любое время, нужно только взять квадратный листок - и он здесь! Пусть ваша фантазия станет путеводителем по этой прекрасной стране.

И если вам грустно переворачивать последние страницы этой книги - значит наша задача выполнена и нам удалось показать вам одну из прекрасных жемчужин в ожерелье искусств Дальнего Востока - ОРИГАМИ.

 Если   Вы   придумали   свою   оригинальную   модель,   то   можете прислать рисунки—диаграммы этой фигурки в редакцию по адресу:

344092,    Ростов-на-Дону,    пр. Королёва,   7/19,    РИФ "Лицей".

(Приглашение относится к 1995 г., с тех пор данное изд-во в выпуске книг по оригами не замечено – прим. ред.)

Лучшие из присланных моделей будут опубликованы в дальнейших выпусках.

Напоминаем, что оригинальные авторские изделия в технике оригами охраняются международными авторскими правами. Воспроизведение в печати любой модели возможно только с письменного разрешения автора.