Оригами № 2/3(30/31) 2002

 

 

 

 

«Работа с бумагой: поделки и игры»

 

 

 

Методические рекомендации к спецкурсу «Развитие познавательной са­модеятельности младших школьников в процессе трудовой деятельнос­ти» для учите­лей, воспитателей и студентов дневного и заочного отделений педагогического инсти­тута.

В течение последних четырёх лет элементы оригами включены в систему под­готовки учителей начальных классов на факультете педагогики и методики на­чального обучения Мурманского педагогического института. На спецкурсах и спецпрактикумах («Развитие познавательной самостоятельности младших школь­ников на уроках тру­да», «Оригами как фактор, стимулирующий воображение в младшем школьном возрасте», «Техническое моделирование», «Художественное конструирование из бумаги на уроках труда в начальных классах») студенты зна­комятся с техникой оригами, методи­кой обучения этому искусству детей разного возраста и возможностями использова­ния оригами в учебно-воспитательном процессе.

 

Изучение спецкурса ставит перед собой следующие цели:

·        раскрыть проблемы познавательной самостоятельности младших школьни­ков в процессе трудовой деятельности;

·        определить общие и специфические приемы познавательной деятельности, входящие в состав учебных практических действий младших школьников на за­нятиях оригами;

·        научить студентов методике преподавания оригами младшим школьникам
не только для развития основных трудовых навыков, но и как одному из средств интеллектуального и эстетического развития учащихся.

В рамках спецкурса рассматриваются различные подходы к обучению орига­ми, преимущества и особенности каждого из них. Студентами разрабатываются дидакти­ческие материалы к занятиям: схемы, наборы сказочных персонажей, тематические композиции, выполненные в технике оригами и т. д.

 

Программа спецкурса включает:

1.      Лекции (6 часов), раскрывающие методологические и теоретические осно­вы познавательной самостоятельности младших школьников в процессе трудовой деятельности. Рассматриваются вопросы истории возникнове­ния и развития искусства оригами в мире, значение занятий оригами для младших школьников, предлагают методику организации занятий в технике оригами для учащихся начальных классов.

2.      Практические занятия (24 часа), знакомят студентов с условными знака­ми, схемами, основными базовыми формами и позволяют освоить технику выполнения оригами-изделий.

3.      Самостоятельная работа, предполагающая выполнение целого ряда зада­ний поискового характера: построения в технике оригами, разработка схем и моделирование композиций из геометрических тел, изобретение собст­венных моделей, подготовка докладов и сообщений для практических заня­тий.

Курс заканчивается зачётом.

 

Некоторые практические советы по методике преподавания оригами младшим школьникам:

1.      Представляйте складывание с помощью большого квадрата, который дол­жен быть с одной стороны цветным, с другой - белым. Он должен быть хорошо виден ребёнку, сидящему за любым столом класса.

2.      Работая с первоклассниками, демонстрируйте только сам процесс склады­вания, поскольку немногие в этом возрасте способны работать со схема­ми.

3.      С учащимися 2-х классов можно рисовать схемы на доске или работать по картам.

4.      Дети 3 - 4-х классов могут начать перерисовывать схемы самостоятель­но и выполнять изделия по рисунку или готовой модели.

5.      Будьте готовы всегда максимально точно и ясно пояснить свои действия словами. Никогда не говорите: «Делаем так, как я».

6.      Познакомив детей с очередной базовой формой, попросите их сложить её снова самостоятельно или с помощью ваших словесных комментариев. Та­кой приём развивает зрительную память, умения и навыки.

7.      С ребятами 3 - 4-х классов можно провести творческий урок, на котором
предлагается из известной им базовой формы придумать свою собствен­ную модель.

8.      Изредка играйте в «молчанку»: молча чертите на доске серию последова­тельных рисунков, по которым ребята сами, без ваших комментариев, должны сложить изделия. В конце игры попросите поднять кверху полу­чившиеся изделия.

9.      Завершая годовой цикл занятий, проведите конкурс юных оригамистов.

10.   Оценивайте не только количество, но и качество работ. Наградите побе­дителей.

 

Упражнения, игры и опыты с бумагой.

Прежде чем приступить к изготовлению моделей, предложите детям выполнить упражнения с бумагой. Это необходимо, для того чтобы привлечь внимание ребят к материалу, познакомить с его свойствами, подготовить к конструирова­нию поделок. Упражнения могут носить самостоятельный характер или включаться в занятия и игры, быть сложными или простыми. Простые упражнения, например складывание листа бу­маги пополам в длину и поперёк и превращение его в свою уменьшенную копию, при­учают детей ориентироваться в геометрических фор­мах, понимать их отличительные особенности.

Несмотря на кажущуюся лёгкость, эти упражнения требуют от детей младше­го школьного возраста значительной затраты физических и умственных сил. Раз­нообразить и сделать их интересными помогут игры. Так, например, квадрат или дру­гие фигуры просят детей помочь им стать маленькими.

В игре «Прятки» квадрат встречается с прямоугольником, они рассматривают друг друга, потом начинают знакомиться.

- Я Квадрат! У меня четыре угла и столько же сторон. Потрогай их, дружок, и по­считай! Захочу и стану таким, как ты, или совсем маленьким. А ты кто?

Прямоугольник отвечает:

- У меня тоже четыре угла и четыре стороны. Мою форму имеют стены, двери и окна домов, книги, тетради и много других вещей. Я тоже могу менять свою форму. А называют меня прямоугольником.

- Интересно, чем же мы отличаемся друг от друга, - думает квадрат и предлага­ет прямоугольнику поиграть в прятки.

Стали они прятаться друг за друга. Но так и не смогли спрятаться: то прямоу­гольник выглядывает, то квадрат.

«Могут ли эти фигуры спрятаться друг за друга? Чем они отличаются? В каком случае прямоугольник может спрятаться за квадрат, и наоборот?» - спрашиваете вы детей. Если кто-то предложит обрезать ножницами кусочек бумаги, который выгляды­вает, дайте возможность проверить правильность ответа.

Предложите найти в окружающей обстановке предметы или их части, имеющие форму квадрата и прямоугольника.

Можно показать детям, как складывать квадрат и прямоугольник полосами: одна сторона с углами загибается к другой, чтобы «поздороваться», а потом опять «идёт домой», оставляя на бумаге «дорожку», на которой затем они встречаются вместе (рис. 1). Развернув лист, дети увидят одинаковое число «дорожек».

Ребятам нравится складывать бумагу полосками, но в разные стороны: они по­ссорились и отворачиваются одна от другой. Получаются гармошка, ширма, книжка-ширма (рис. 2).

Сложные упражнения предполагают более разнообразные действия с геомет­рическими фигурами.

Например, игра «Фокусник».

Квадрат пригласил в гости друзей и показал фокус. Он встал на уголок, сло­жился пополам, разделив верхний и нижний углы «дорожкой» с интересным на­званием «диаго­наль», приложил к ней сначала поочередно верхние стороны, за­тем нижние стороны, а потом все четыре стороны одновременно и превратился в дом с уголками (рис. 3).

 

 

 

 

Пусть дети поиграют с новой фигурой, развернут и внимательно посмотрят на разнообразие линий и форм на плоскости квадрата.

Игра продолжается под названием «Кто найдёт больше квадратов, прямоуголь­ников и треугольников?» По мере нахождения и определения формы, дети зашт­риховывают фигурки. Из отдельных работ можно составить коврик.

Затем фокус показывает прямоугольник. Он превращается в треугольник (рис. 4).

Игра «Комната смеха» закрепит умение ребят складывать бумагу, создаст ве­сёлое настроение, разовьёт воображение (рис. 5). Вначале вы беседуете с деть­ми о том, какие бывают зеркала: прямые и кривые. Объясняете, что в прямом зер­кале лицо отражается таким, как оно есть на самом деле, а в кривом зеркале отражение искажа­ется. Лицо получается слишком длинным, широким, узким, т. е. очень смешным. От такого изображения люди начинают смеяться.

Вы просите детей представить, что они попали в «Комнату смеха», и просите изобразить своё лицо в кривом зеркале. Для основы хорошо использовать тон­кий кар­тон разнообразной формы, в соответствии с которой дети выполняют мелкие детали, складывая квадрат, прямоугольник или треугольник. Для волос используются подкру­ченные полоски бумаги.

В игре «Сложи меня» квадрат показывает новый необычный способ складыва­ния (рис. 6): «Познакомьте противоположные углы и отправьте их домой, - гово­рит он. - Посмотрите внимательно, они образовали две пересекающиеся «дорож­ки» с интерес­ным названием «диагонали». К месту их пересечения приходят все углы. Им стало скучно жить по одному».

Квадрат поворачивается в другую сторону и просит повторить все действия. Ещё раз перевернулся, и все уголки опять сбежались вместе. «Спасибо, дети, -говорит Квадрат. - теперь я стал маленьким и толстеньким. С одной стороны -треугольники, а с другой - квадраты. Это мои карманы».

Спросите детей, сколько образовалось квадратов, треугольников?

Игра «Секрет» организуется на основе базовой формы «квадрат» или «треу­гольник». На всех плоскостях дети рисуют эпизоды из сказок, действия персона­жей, затем вместе составляют сказку. Рисунки держатся в секрете.

Детям нравится играть с полосками бумаги. Предложите им игру «Весёлые по­лоски». Превращения полосок вызывают удивление и смех. Из них могут получиться дорожки, забор, травка, ниточки, волосы, усы, борода, завитушки, спиралька, це­почка, гирлянда, крылышки, букет, пирамидка, колечки, баранка, руль, обручи, пру­жинка, бук­вы, гармошка, лесенка, ступеньки. Помогите детям установить это сход­ство через обыгрывание результатов работы и оформление композиций.

Дидактические игры и элементарные опыты с бумагой полезно использовать для обогащения сенсорики и развития мышления детей, ориентировки их в окру­жающем мире. В связи с этим понадобится бумага всех основных и дополнитель­ных цветов, различной фактуры и сорта. Чтобы вызвать у детей интерес к пред­мету деятельности и поддержать их внимание, взрослый использует сравнения, вопросы и другие приё­мы. «Угадай, какая я?» - обращается он от имени бумаги к детям и предлагает: - По­трогайте меня пальчиками, погладьте и скажите, какого я цвета, какую имею поверх­ность?»

В игру «Угадай на ощупь» детей увлекает загадочная ситуация. Перед началом игры в коробочку или мешочек кладут кусочки бумаги с различной фактурой.

Игра «Где меня используют?» расширит жизненный опыт детей, обогатит сло­варь. Ребята узнают, что название бумаги связано с её назначением: чертёжная, пис­чая, промокательная, обёрточная, копировальная. Предложите ребятам по­думать, по­чему бумагу делают разных видов, с чем это связано.

В опытах закрепляются знания детей о фактуре и качестве бумаги: гладкая, ше­роховатая, тиснёная, гофрированная, тонкая, прозрачная, мягкая, рыхлая, плот­ная. Ре­бята разглядывают бумагу на свет, рвут, мнут и растягивают её, подвеши­вают груз, протыкают бумагу острыми предметами, складывают из бумаги кораб­лики, чтобы за­тем спустить их на воду.

СТАЦЕНКО Елена Рудольфовна,

Мурманск

 

 

: Зимняя тропинка 

:  Ханс Биркланд

(Оглавление № 30)