Оригами № 1(27) 2001

 

 

 

О лягушках, змее и коте Ваське,

или «Живая» бумага

(из опыта работы с детьми 3 - 4-х лет

в младшей группе д/с № 582 г. Москвы)

 

 

Где и когда я впервые услышала название бумажная пластика, не помню. Но оно мне понравилось, и с сентября 1999 г. по май 2000-го, т. е. на протяжении целого учебного года, я занималась по подгруппам с детьми младшего дошколь­ного возраста (3 - 4 года}, как на занятиях по конструированию, так и в свободное время, тем, что из квадратиков белой бумаги путём сжимания её в комки разной величины мы с детьми изготовляли-конструировали различные поделки.

Предпочтение отдавалось белой бумаге. Почему ей? По-моему, именно бе­лый цвет открывает неограниченные возможности в детском творчестве, т. к. фломастеры, краски, мелки или небольшие аппликационные элементы лишь уве­личивают выразительность белой бумажной фигурки и настраивают детей на бо­лее творческий подход к её оформлению.

На первом занятии дети приходили ко мне в гости в изостудию, а на столах их уже ждали белые «волшебные» квадратики. В конце первого занятия, на кото­ром дети знакомятся со свойствами бумаги (сжимается, шуршит) на столах об­разуются белые комочки бумаги, а чтобы они получились, мы несколько раз сжи­маем бумагу, наблюдаем и слушаем, как она за счёт упругости немного расправляется, шуршит (живая!), разглаживаем бережно ладошкой и снова сжи­маем (повторяется 2 - 3 раза). Если, говорю, с бумагой бережно обращаться, она не рвётся! В конце занятия все шарики (комочки) собираются в виде змеи, к кото­рой прикладывается заранее сделанная голова. Получившуюся поделку при же­лании можно украсить аппликацией и собрать на нитку иголкой (после занятия самой, т.к. у детей впечатлений уже достаточно). Получается красивая подвиж­ная игрушка.

На втором занятии мы делаем «мышку», предварительно накатав между ла­дошками бумажный шарик (который мы уже умеем делать!), чтобы получилась колбаска. Мы приклеиваем к ней (здесь нужна помощь взрослого и клеящий ка­рандаш) розовый хвостик, ушки и рисуем фломастером рот, глазки, носик. У де­тей в конце занятия в руках оказывается по белой мышке. Для разминки и на­строения можно поиграть с детьми, подключив «змею» из первого занятия, которая охотится за мышами.

На третьем занятии можно сделать грибы на основе уже имеющихся у детей навыков сминания и скатывания бумажного шарика и колбаски. Бумажный шарик (шляпку для гриба) делаем из цветной бумаги. Ножка делается из белой. Затем две детали склеиваются. Получается гриб. Детские работы можно объединить в коллективную работу {«Грибная поляна», «Со сладкими опятами пенёк», ...). Под­вижная игра - «сбор грибов», при готовности и интересе обсуждая названия съе­добных грибов.

На четвёртом занятии мы с детьми делаем яблоки. Для этого надо взять бу­магу красного и жёлтого цветов. Заранее готовлю вырезанные черешок и зелё­ный листик для яблока. Обращаю внимание детей на то, что надо перевернуть бумагу цветной стороной вниз и постараться сжимать её с углов к середине, что­бы получился красный (жёлтый) шарик. В изготовленные шары вклеиваем зелё­ные листики. Игра: получившиеся фрукты более точно определяем (у кого-то по­лучилась груша или, скажем, хурма - похвалим за наблюдательность) и складываем в заранее приготовленную корзину.

На пятом занятии делаем рыбку (размер бумаги - A3, А4). На основе имею­щихся у детей навыков скатываем и раскручиваем бумагу (2-3 раза). Сминаем бумагу от углов к середине, придавая её комку вытянутую форму. Приклеиваем верхний плавник и вклеиваем хвостик (для них лучше взять цветные листочки). Можно оформить детские работы в коллективную. Её название подбираем сооб­ща («аквариум», «река», «море-океан» и т. п.).

На шестом занятии коллективная работа «Кот Васька»!

Берём большой (А1 - А2) лист белой бумаги (ватмана, новой упаковочной бу­маги или чистенький кусок обоев), и вместе с детьми (участвуют 4-5 детей) сми­наем её в большой ком - получается туловище. Затем распределяем среди де­тей, кто будет делать лапки, голову, ушки, хвостик.

Склеиваем поделку, дополняя её элементами аппликации (глаза, нос, усы, язык). Можно обыграть поделку в подвижной игре «Кот и мыши». Мыши - со 2-го занятия (дети-мышки разбегаются, а кот их ловит). А затем можно покормить про­голодавшегося кота рыбкой из занятия № 5.

На седьмом и следующих занятиях предлагаю элементы оригами. К при­ближающемуся к тому времени Новому году складываем из квадратиков базо­вые формы «Треугольник» или «Двойной треугольник». Вкладывая их друг в дру­га, получаем простую ёлку. Дальше, по готовности, следуют другие модели из бумаги.

Садилова Любовь Александровна,

воспитатель логопедической группы

 

 

 

: Пирамиды

: Каска шахтёра

(Оглавление № 27)