Оригами № 6(20) 1999

 

 

 

 

Оригами – дверь в мир пространственных представлений

Муниципальное образовательное учрежде­ние школа-сад № 79 «Тополёк» для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и детским церебральным параличом (ДЦП) создано Ко­митетом по образованию Новгорода в 1993 году. Целью этого уч­реждения является осуществление учебно-воспитательного процесса коррекционного ха­рактера в рамках дошкольного, началь­ного об­щего и дополнительного образования.

Кудимова 3. А.

 

 

За прошедшие годы в «Топольке» накоплен богатый опыт работы с детьми. Вы­пущено три класса, в большинстве случаев дети продолжают учебу в общеобразователь­ных школах.

В настоящее время коллектив «Тополька» ведёт опытно-экспериментальную работу в рамках концепции развития учреждения, которая является частью проекта «Развитие системы адаптирующего образования». Цель этой работы — создание гуманистической системы медико-психолого-педагогической поддержки и заботы в условиях специаль­ного образовательного лечебного учреждения.

В текущем учебном году у нас обучаются 52 школьника и 62 дошкольника. Из них 28 человек с диагнозом ДЦП, остальные с заболеваниями ОДА. Труд для них является не только терапией, способствующей улуч­шению двигательных возможностей, но и средством, успокаивающим перевозбуждённую нервную систему. Так как у большинства детей с ДЦП выражены астенические проявления, наблюдается инертность пси­хики, замедленное включение в задание, трудность переключения, неустойчивое внимание и недостаточное запоминание, то занятия оригами на уроках труда обязательно проводятся в игровой форме, с использованием приёмов, активизирующих внимание детей, на­блюдательность («Запомни эти фигуры и найди их среди других», «Что изменилось?», «Какая операция пропущена?», «Что было и что стало?» и т.д.).

Показано также переключение на другие виды деятельности, поскольку утомляемость детей зачастую вызвана не самой деятельностью, а её однообразием. Поэтому я использую комплексный характер заня­тия с установлением межпредметных связей. Пример — занятие «Буква Л»: конструирование буквы, разбор слова по составу, загадка, подбор слов на букву «Л», изгибание и складывание бумаги в технике орига­ми и т.д. Содержание каждого урока делится на несколько частей, каждая из которых должна быть направлена на развитие той или иной функции, но вместе с тем предупреждать утом­ляемость и пресыщаемость у школьников. Например, первая часть направлена на коррек­цию зрительно-пространственных на­рушений. Вторая часть занятия — игры с квадратом бумаги, способствующие развитию моторики, коррекции нарушенных двигательных функций. Обязательно включаются физминутки во время занятий оригами. Затем я про­вожу непосредственную работу над изделием (пооперационный диктант или самостоятельная работа по инструкционным картам). В процессе складывания традиционно прово­жу игры на развитие речи — звукоподражание, устное комментирование действий при складывании фигурки, произношение скороговорок одновременно с пальчиковой гимна­стикой, использование театральных приёмов (от лица героя дать оценку изделия, сде­лать подсказку).

Оригами прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей: умение сравнивать и нахо­дить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное (операцию, схему, ситуацию, чертёж), а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы для запоми­нания нужной операции (крыло, рас­крытый рот, парус, лодочка, лепесток цветка). В процессе обобщения накопленного опыта работы в технике оригами дети пытаются применять свои знания и навыки само­стоя­тельно дома или в группе продлённого дня, побуждают родителей приобретать кни­ги по оригами, чтобы самостоятельно продолжить занятия.

Оригами позволяет развивать у детей с заболеваниями ДЦП и ОДА умение мыс­лить: находить сходство и различие, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. Одновременно на за­нятиях происходит сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной пред­метов. Во время урока «Путе­шествие улиточки Ульяны» дети не только складывают улитку, но и путешествуют с ней, попутно изучая свойства бумаги — сгибание, складывание, гофрирование.

На занятии «В гостях у гномов» перед Новым годом дети расширяют свои знания об окружающем мире (узнают о книге Толкиена «Хоббит» и о том, как в разных странах дети встречают Новый год и Рождество), складывают рождественский сапожок для по­дарков. Мы постоянно сравниваем формы предметов в при­роде и оригами (цветка, лис­та, дерева, бабочки).

В процессе занятий оригами идёт активное развитие мышечно-суставного чувства у детей, что играет важную роль в процессе обучения навыкам самообслуживания. Для более полного ознакомления ребёнка со свойствами предметов (формой, величиной) используется не только зрительное восприятие, но и ося­зание (ощупывание и показ ру­кой, обведением пальцем контура, поглаживание...).

Существенную трудность во время занятий оригами с детьми, имеющими заболе­вания ДЦП и ОДА, пред­ставляют специфические дефекты их зрительного анализатора, обусловленные ранним поражением го­ловного мозга (косоглазие, расстройство зритель­но-моторной координации). Ориентировочно-поиско­вые движения глаз, переключение взора у таких детей замедлены, поэтому они нередко игнорируют одно из двух полей зрения, забывают о нём, как о больной руке. Поэтому постоянно на занятиях оригами я стремлюсь добиваться фиксации взора таких детей с помощью контроля за осанкой, положением их головы, туловища и конечностей, провожу игры с тренировкой плавного прослеживания взора в различных направ­лениях (цепочка из предметов, геометрических фигур, моделей оригами). Вначале провожу для детей тренировку в пространстве, за­крепляя понятия о центре, середине, предлагаю назвать стороны листа бумаги, положив на лист обе руки, отрабатываю понятия «над», «под», «за», «сзади», «от себя» и другие. Эти понятия определяют пространственные соотношения предметов.

При коррекционной работе я учитываю не столько возраст ребёнка, сколько уровень развития его про­странственных представлений, действий с предметами, так как в раннем возрасте он был лишён манипулятивных действий, открывающих мир пространственных представлений. Оригами — своеобразная дверь в этот мир.

Анализируя результаты своей работы на протяжении последних 4 лет, я пришла к выводу, что оригами — действенное средство коррекции всех основных процессов у де­тей с нарушениями ОДА и ДЦП.

 

Зинаида Александровна КУДИМОВА,

учитель Муниципального образовательного учреждения

школы-сада №79 «Тополёк» для детей с заболеваниями

опорно-двигательного аппарата и ДЦП,

Великий Новгород

 

 

 

:  Выставочная полочка

: Были пионерскими, стали…

(Оглавление № 20)