Оригами № 2(17) 1999

 

 

 

Образование в американской школе

«Да, здесь лучше, чем дома!» Этим возгласом приветствует школу каждый американский шести­летка, когда первый раз идёт в первый класс. И его нетрудно понять. Куда ни глядь — всюду цветы. Воздух, промытый кондиционерами, как будто ты не в городе, а на берегу горного озера, стериль­ная чистота, свет, как на лужайке в солнечный день. А к этому «полнометражный» бассейн, концертный и спортивный залы. Всюду мягкая мебель, весело раскрашенные автоматы для

 

 

напитков и пакетов с чипсами. В туалетах всё сверкает белоснежным фарфором и никелем. Жидкое мыло для рук и стоп­ки бумажных полотенец.

Учение организовано по принципу — не ребё­нок для школы, а школа для ребёнка. Никаких «го­сударственных образовательных стандартов». Обязательны всего три предмета: спорт, английс­кий язык и американская история. Остальные пред­меты — по выбору (после 6 и 8-летней начальной школы).

Выбор практически неограниченный — несколь­ко сот курсов. Преподавание ведётся на несколь­ких уровнях — в некоторых школах их больше дю­жины. Даже выбранный предмет изучается ТОЛЬКО на посильном уровне. Более способные, особенно с прицелом на вуз, изучают, к примеру, теоретическую физику. Менее способные удовлет­воряются либо описательным курсом, либо прохо­дят мимо физики вообще, налегая на кулинарию, портновское или парикмахерское дело (совершен­но нормальные школьные предметы).

Поскольку каждый занимается делом, которое совпадает с его врождёнными способностями, ник­то от учения не болеет. Вообще здоровье ставится выше знаний. Знания — дело наживное, но если в 16 лет хроническая язва желудка или неотвязное чувство тревоги — это катастрофа: не то что рабо­тать— жить не хочется.

В каждой школе, как у Макаренко, культ труда. Убирают мусор на улицах, ухаживают за престаре­лыми, помогают на кухне интерната, возятся с ма­лышнёй в детском саду, набирая трудовые очки — «кредиты», без которых аттестат зрелости получить невозможно.

Когда по обмену в американскую школу приез­жают школьники из России, их больше всего пора­жает ЛЁГКОСТЬ учения! Но все понимают, что ЛЁГКОСТЬ эта особая, потому что достигается совпадением учебной нагрузки с личны­ми способностями каждого ребёнка. Поэтому, не смотря на лёгкость школьного учения, бесчислен­ные американские университеты никогда не испы­тывают недостатка в превосходных абитуриентах, в чём и проявляется подлинная, а не мнимая, как у нас, преемственность между средним и высшим образованием.

В. КУМАРИН, доктор педагогических наук, профессор.

 

 

 

: Оригами в школе

: Новый сорт тюльпанов

(Оглавление № 17)