|
Оригами №
2(17) 1999 |
|
|||
|
Образование
в американской школе
«Да, здесь лучше, чем дома!» Этим возгласом приветствует школу
каждый американский шестилетка, когда первый раз идёт в
первый класс. И его нетрудно понять. Куда ни глядь — всюду цветы. Воздух, промытый кондиционерами, как будто ты не в городе, а на берегу горного озера, стерильная чистота, свет, как на лужайке в солнечный
день. А к этому «полнометражный»
бассейн, концертный и спортивный залы. Всюду мягкая мебель, весело
раскрашенные автоматы для
|
|
|
||
|
напитков и пакетов с чипсами. В туалетах всё сверкает белоснежным фарфором и никелем. Жидкое мыло для рук и стопки бумажных полотенец.
Учение
организовано по принципу — не ребёнок
для школы, а школа для ребёнка. Никаких «государственных образовательных стандартов». Обязательны всего три
предмета: спорт,
английский
язык и американская история. Остальные предметы
— по выбору (после 6 и 8-летней начальной школы).
Выбор практически
неограниченный — несколько сот курсов.
Преподавание ведётся на нескольких уровнях — в некоторых школах их
больше дюжины. Даже выбранный предмет
изучается ТОЛЬКО на посильном
уровне. Более способные, особенно с
прицелом на вуз, изучают, к примеру, теоретическую
физику. Менее способные удовлетворяются либо описательным курсом,
либо проходят мимо физики вообще, налегая
на кулинарию, портновское или
парикмахерское дело (совершенно нормальные
школьные предметы).
Поскольку каждый занимается делом, которое совпадает с его врождёнными способностями, никто от учения не болеет. Вообще здоровье ставится выше знаний.
Знания — дело наживное, но если в 16 лет хроническая язва желудка или неотвязное
чувство тревоги — это катастрофа: не то что работать— жить не хочется.
В каждой школе, как у Макаренко, культ труда. Убирают мусор на
улицах, ухаживают за престарелыми, помогают на кухне интерната,
возятся с малышнёй в детском саду, набирая трудовые очки — «кредиты», без которых аттестат зрелости
получить невозможно.
Когда по обмену в американскую школу приезжают школьники из
России, их больше всего поражает ЛЁГКОСТЬ
учения! Но все понимают, что ЛЁГКОСТЬ
эта особая, потому что достигается совпадением
учебной нагрузки с личными
способностями каждого ребёнка. Поэтому, не смотря на лёгкость школьного учения, бесчисленные американские
университеты никогда не испытывают недостатка
в превосходных абитуриентах, в чём
и проявляется подлинная, а не мнимая, как у нас, преемственность между средним и высшим образованием.
В.
КУМАРИН, доктор педагогических наук,
профессор.
|
|
|||
|
|
||||
|
|
|
|||