Оригами № 4 (8) 1997

 

 

 

 

Орикадабра

Так называется самый маленький в мире театр, придуманный голландской оригамисткой Марике де Хуп. Он состо­ит всего из одной переносной ширмы с откидной досочкой — сценой. Работает театрик так. Марике прогуливается по го­родскому парку, постепенно двигаясь к одному из его вековых деревьев.

 

 

Она садится под его кроной на крошечный раз­движной стульчик и надевает чёрную шляпу-котелок. Медленно откидывается крышка, и начинает звучать тихая музы­ка из спрятанного за ширмой магнитофончика. В прорезях чёрного бархатного занавеса появляются две руки. Они берут небольшой белый квадратик, и начинается ДЕЙСТВО. Под музыку из квадрата возникает птица или цветок. Руки ис­полняют своеобразный танец — не останавливаясь, не замирая, они творят фор­му из ничего. Глядя на это действо, по-настоящему понимаешь, что оригами в отличие, например, от живописи, является процессом. Именно процессом, а не конечным его результатом — готовой фигуркой.

 

 

Посетителей картинных гале­рей обычно мало интересует, как именно художники создают свои полотна. Для того чтобы познакомиться с оригами, надо обязательно увидеть процесс рож­дения модели из листа бумаги. Марике не придумывает собственных изделий, ей вполне достаточно небольшого набора хорошо известных моделей. Она про­сто показывает, как они словно по волшебству возникают в её умелых руках.

Порой при этом она по ходу действия рассказывает какую-нибудь немудрёную сказку, персонажами которой являются бумажные фигурки. Европейцы народ занятой. Бегут, спешат, торопятся по своим делам. Но театрик «Орикадабра» действует даже на них каким-то волшебным образом. Вокруг Марике быстро собирается толпа, завороженно наблюдающая за оригами-мистерией. Люди стоят и глазеют, словно загипнотизированные, пятнадцать минут, полчаса, час.

Секрет этого гипноза прост. В театрике Марике раскрывается истинная сущность оригами. Это не готовые сложенные фигурки. Это ПРОЦЕСС их создания. Быть может, после такого представле­ния начинаешь лучше понимать сущность жизни, в которой результаты значат меньше, чем про­цесс их достижения.

Со своим театриком Мари­ке успела побывать в нескольких странах — в Канаде, Англии, Германии, США и Японии. Она везде желанный гость. Ведь люди по своей глу­бинной природе зеваки, жаждущие необычного зрелища. Если вы уже немного знакомы с орига­ми, можете перенять опыт Марике — достать ма­ленькую скамеечку, сколотить рамку, натянуть на неё бархатный занавес, сесть где-нибудь в цен­тре города и... начать складывать (если, конеч­но, у вас наберётся для этого достаточно внут­ренней свободы).

ФОТО П. МУЛАТИНО

 

 

 

: Висенте Паласиос

: Оригами на конвейере

⇧ (Оглавление № 8)