VIII Сибирская научно-практическая конференция

«Оригами в учебном процессе»

2-3 ноября 2005 года, г. Омск

 

Сообщение для печати

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Информационное сообщение

2-3 ноября 2005 года в г. Омске прошла очередная

VIII Сибирская научно-практическая конференция

«Оригами в учебном процессе»

Открытие конференции состоялась в 10-00 в МОУ

«Гимназия № 139» по адресу: г. Омск, б-р Заречный, 8.

 

Организаторы:

  • Министерство образования Омской обл.,
  • Омский центр оригами,
  • ОмГУ им. Ф.М.Достоевского,
  • МОУ «Гимназия № 139» г. Омска,
  • ГОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования».

Цели и задачи:

1.      Привлечение общественного внимания к искусству оригами, как к доступному, эффективному и увлекательному средству выявления и гармоничного взращивания комплекса природных способностей детей, связанных с более успешной профессиональной подготовкой к жизни при меньших затратах здоровья учеников.

2.     Объединение усилий и возможностей сибирских педагогов, занимающихся использованием оригами в учебном процессе, обмен и накопление творческого и педагогического опыта.

 

Участники: педагоги образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, педагоги детских дошкольных учреждений, студенты омских педагогических колледжей, педагогического университета.

 

В программе конференции: пленарная часть, доклады, творческая лаборатория учащихся и практические занятия по следующим направлениям:

  1. Оригами и развитие ребёнка.
  2. Занятие оригами, как средство творческого развития.
  3. Искусство оригами для детей среднего возраста и старшеклассников.
  4. Оригами и геометрия.
  5. Практическая направленность оригами.

Начиная с 1996 года, проходят Сибирские научно-практические конференции. Форма участия педагогов очная и заочная (заочно присланные доклады освещаются на конференции). По итогам конференции изданы материалы конференции и материалы заочных сибирских олимпиад по оригами.

В Сибирской научно-практической конференции приняли участие  76 оригамистов из городов Енисейска Красноярского края, п. Илезский Погост Вологодской обл., Костомукша (Карелия), Краснотурьинска, Москвы, Новосибирска, Новочебоксарска (Чувашия), Омска и ряда районов Омской области (Калачинска, Озёрска), Перми,  Северодвинска Архангельской обл., Северска Томской обл.

В том числе представители вузов ОмГУ, ПГПУ (г. Пермь) и МФТИ (ГУ).

 

 

 

 

Кратко об истории и перспективах

применения оригами в учебном процессе

Искусство складывания из бумаги возникало буквально в каждой стране вскоре после изобретения и сколько-нибудь широкого использования бумаги подобно тому, как в каждой культуре известны и широко распространены обычаи складывания из ткани  (восточные чалмы, греческие туники и индийские сари, испанские воротнички, банты и иные украшения). Поэтому складывание из бумаги связано с общечеловеческими природными потребностями и интересами, хотя, конечно, испытывает влияние культуры, обычаев и обстоятельств конкретного человека-складывателя.

Первые известные складни из бумаги оказались изготовлены на родине изобретения бумаги - в Китае в I-II в. н.э. Несколькими столетиями позже складывание из бумаги расцвело на арабском востоке, славящемся в то время лучшими математиками и астрономами. Однако «несть пророка в Отечестве своём»: в странах-первооткрывателях начинания уходили в забвение порой с не меньшей лёгкостью, чем рождались, и  наиболее известной оказалась культура складывания тех стран, в которые оригами пришло извне: испанские пахариты (птица из бумаги – с испан.), принесённые в страну с арабскими завоевателями (маврами), и японское оригами (дословно с япон. - сложенная бумага), как и многое иное в японской культуре (начиная с иероглифической письменности), попавшее на японские острова из Китая. 

Первые упоминания об испанских и японских складнях относятся, соответственно, к 8 и 7 векам н.э. Наиболее широко оригами распространилось в Японии, где органично вошло в ряд придворных церемоний и в обычаи народа, а последние 50 лет широко используется в народном просвещении, начиная с детских садов.

Оригами чрезвычайно удачно соответствует целому букету насущных природных способностей и тесно связанных с ними природных потребностей человека, иными словами предлагает насыщенную, легкоусвояемую и весьма разнообразную эмоциональную и умственную пищу, гармонично сбалансированную по нагрузке на логическое и образное (пространственное) воображение, мышление и память, и сопровождается, при правильном проведении занятий (что доступно), ярким эмоциональным подкреплением от самого процесса складывания и итогов труда.

Младшие школьники с интересом осваивают складывание новых интересных фигурок по схемам, время от времени с удовольствием играя в получившиеся оригами,  а с какого-то времени зарисовывают схемы новых понравившихся фигур (естественное переключение труда и отдыха, предупреждающее переутомление), детям постарше оно помогает легче, глубже и нагляднее освоить целый ряд геометрических понятий и в решении далеко не очевидных «на первый взгляд» геометрических задач (в Омском центре оригами совместно с каф. методики преподавания математики ОмГУ этому направлению изначально уделяется большое внимание), медики и физиологи обратили внимание, что сосредоточенные занятия оригами на положительном эмоциональном фоне замечательно освобождают от накапливающихся, особенно при напряжённой учёбе по обычным технологиям или от длительного вынужденного пребывания в больницах, хронических нервных стрессов («Все болезни от нервов» - М.Булгаков), педагоги и воспитатели заметили, что оригами позволяет выявить (пробудить), успешно и увлекательно взрастить, натренировать такие важные природные способности воспитанников как логическая и образная память, мышление, внимание (часто подавляемые накопленным хроническим стрессом от «обычной» учёбы - нервная система рефлекторно включает тормоза, чтобы избежать «перегрева»).

Есть у оригами и другие приложения: дизайнеры с его помощью оформляют витрины, выставки, презентации, используют его элементы при конструировании театральных и иных карнавальных и праздничных костюмов, инженеры-строители обратили внимание на надёжность, удобство хранения и транспортировки быстровозводимых складчатых конструкций, а конструкторы использовали некоторые законы оригами при создании раскрывающихся антенн космических кораблей.

И люди «сердцем и умом» ощущают эти достоинства складня. Это проявляется в том, что оригами – захватывающее увлечение, причём легко, радостно и надолго... Во всём мире оно нашло себе друзей и их число продолжает быстро увеличиваться. Дети (редкий случай для школы!) зачастую не хотят уходить с занятий оригами даже когда этим занятиям «пора бы закончиться» (сравнить можно разве с попыткой «отлучить» ребёнка от весёлой игры во дворе с друзьями). Взрослые поклонники оригами сегодня собираются на встречи, проводят олимпиады, выставки, конференции, по итогам своего труда издают журналы и книги, снимают фильмы. Всё больше материалов по оригами и его разнообразным применениям ныне размещается в киберпространстве «всемирной паутины»… Немало исследований проводится и о влиянии занятий оригами на человека. Так, в Японии, а затем и в иных странах, определённо подтверждено влияние занятий оригами на отработку (освобождение) от накапливающихся, в т.ч. от традиционной учёбы, хронических стрессов и, соответственно, восстановление и дальнейшее улучшение показателей памяти, внимания, самочувствия и общего интереса школьников к учёбе.

Насколько важен этот момент в жизни школы для общества? Переутомлённые абстрактным, не опирающимся на осознанное скоординированное движение учебным материалом, и при том явно недогруженные движением школьники  однобоко перенапрягают нервную систему (можно сравнить с бегуном, которого на обычных соревнованиях заставляют пользоваться только одной ногой) даже при всё более скромных учебных достижениях, теряют в своём большинстве интерес к учёбе, а при явной нехватке спортивных, культурных и т.п. учреждений «дополнительного» образования пытаются восполнить интерес к жизни через алкоголь, курение и пр. «радости».

Соответствующие и не столь отдалённые следствия для здоровья и квалификации народов России, конкурентоспособности экономики, независимости и целостности государства в нынешнем тесно связанном мире жёсткой конкуренции и усиливающейся нехватки самых необходимых ресурсов, хотелось бы надеяться, понятны.

Именно по итогам подобных исследований в японских школах, а потом и в детских садах, стало широко применяться оригами, а само складывание (к примеру, журавликов) пропагандироваться как занятие, приносящие мир и счастье в семье и удачу в жизни. Одним оригами, заметим, не ограничились: в сплошь компьютеризированной Японии обучение,  основанное на соединении скоординированного движения мысли и обеих рук (опять же не одной, каждая рука связана со своим полушарием головного мозга, а у них разные обязанности!), в явном фаворе: сложение и вычитание осваивают не на бумажке (и тем более не на калькуляторе), а на местной разновидности бамбуковых счёт (соробане), биологию проходят, ухаживая в течение года и по несколько летних недель (школьные каникулы в Японии заметно короче) за растениями и животными. Тоже можно сказать и про географию, физику, химию и другие школьные предметы. Поистине у известного японского чуда, кроме «экономического», есть и иное определение – чудо просвещения в соответствии с законами человеческой Природы. И это чудо открывает такие запасы человеческих возможностей, что японцам для выхода по многим показателям в мировые вожаки уже не могло помешать ни практически полное отсутствие полезных ископаемых и значимых энергетических ресурсов, ни крайняя ограниченность и малая удобность территории,  ни многое другое... Японцы последовательно и аккуратно подтвердили старую истину – главное богатство страны – это люди, их здоровье, культура (начиная с культуры быта и отдыха, с физкультуры, культуры постоянной и разумной учёбы всему, что действительно необходимо здесь и сейчас, культуры предупреждения и разрешения конфликтов..., а не с тонкостей отличия ямба от хорея) и квалификация.

Весьма популярно оригами за рубежом и в ином переходном возрасте человека – пенсионном, когда оно помогает найти и сохранить новую радость к жизни, поддерживает ясный ум и память. Заметная часть членов клубов оригами стран Запада – пенсионеры.

 Почему же оно, оригами, тогда так широко не распространилось раньше, спросите вы? Оказывается, в оригами, вернее в его использовании в учебном процессе, было всего лишь два, но заметных минуса:

1. До середины ХХ века отсутствовал простой и понятный способ описания известных и вновь изобретённых моделей, который бы обходился без личного показа складывания одному человеку со стороны другого (словесно описать складывание даже простейших моделей примерно так же легко, как дать словесное описание способа завязывания шнурков (сомневающиеся – попробуйте!). Поэтому и завязывание шнурков, и простые оригами многие дети успешно осваивают, глядя на образец, уже с 4-х лет, а до точной формализации этих же процессов словами дорастают лишь единицы и уже в университетском возрасте). Оригами распространялось поэтому, говоря по-женски, «от сердца к сердцу» и количество широко циркулирующих в народе моделей ограничивалось известными среднестатистическими возможностями человеческой памяти.

2. Устаревшая система народного просвещения во многих странах и в ХХ веке зачастую отказывала и продолжает отказывать (если говорить о деле, а не о словах) ученикам в способности к творчеству, рассматривает главную задачу обучения в более или менее механическом освоении (запоминании) уже известного. Так, на занятиях «литературой» в большинстве нынешних российских школ за весь период обучения учащимся ни разу не предлагают написать стихотворение, на занятиях «математикой» – самому доказать теорему, на «географии» – составить план местности, на «биологии» – ухаживать за растениями и животными и т.д.

Если сказать коротко, то на занятиях оригами, как изначально творческих, все недостатки такого подхода проявляются (по диалектике) с утроенной силой. Кстати, проявление указанных недостатков (при таком подходе) было замечено и отмечено учителями и общественностью ещё в первые десятилетия ХХ-го века (когда впервые в новейшей истории был бум оригами в школах Европы). После двух-трёх месяцев восторженного освоения новой техники наиболее способным школьникам переставало нравиться механически воспроизводить уже сделанное кем-то другим, а методика обучения оригами в то время задачу постепенной и последовательной подготовки ученика к самостоятельному творчеству не ставила. Наложившееся на эти явления восприятие исторических событий (Япония участвовала во II Мировой войне на стороне фашистов) и политические пристрастия поставили довоенному школьному оригами окончательный приговор и оно без разбирательств было надолго изгнано из европейских школ. Заметим, что и в самой Японии тех лет школьное оригами встречалось редко.

Однако в самый драматичный момент гонений, когда ещё не окончилась Вторая мировая война, а будущее оригами на задворках жизни казалось окончательно предрешённым, История вызвала к действию поистине замечательного человека.

Созданием простого и понятного ГРАФИЧЕСКОГО (картиночного) языка оригами, состоящего «всего лишь» из нескольких видов линий и стрелок, японцу Акире Йошизаве (Akira Ioshizawa) удалось освободить оригами от первого минуса – процесс складывания отныне удавалось «зарисовать» со вполне приемлемой сложностью и трудоёмкостью. Процесс чтения получаемых описаний оказался ещё легче, он стал вполне доступен уже большинству младших школьников (заметим, однако, что с возрастом, при невостребованности пространственного мышления и воображения, соответствующие способности могут усохнуть, поэтому далеко не все взрослые способны достаточно точно оценить действительную сложность/доступность складывания конкретных оригами) … Число зарисованных со второй половины ХХ века оригами начало быстро расти и на сегодня исчисляется многими тысячами схем. Среди этого творческого богатства уже куда легче подыскать на самый разный вкус и потребность подходящую по тематике, сложности и трудоёмкости фигурку...

Уже одно это изобретение золотыми буквами вписало имя А. Йошизавы в анналы истории, как самого оригами, так и лингвистики, информатики, воспитания и педагогики, дизайна, оздоровительной и профилактической медицины, теории упаковки и т.д. Однако всей своей деятельностью, хотя и без громких слов, Йошизава начинает проповедовать у себя в стране творческое оригами, рассматривая это творчество как естественное состояние человека – вся его жизнь становится чередой создания всё новых и новых оригами, и каких оригами! Эти модели не лежат под спудом, а выставляются на редких ещё выставках, выигрывают различные престижные конкурсы… Изобретая постоянно сам, Йошизава находил, разрабатывал и пропагандировал приёмы постепенной и последовательной подготовки учащихся к самостоятельному творчеству в оригами. При таком подходе занятия оригами сохраняли интерес и пользу для учащихся «на всю оставшуюся жизнь». Такой подход получал всё большее распространение и был назван «творческим оригами».

Ещё одной удачей (и напряжённой миссией) Акиры Йошизавы становится договорённость с МИД Японии о содействии в пропаганде оригами, как части традиционной японской культуры, за рубежом – в странах Европы и Америки. К началу этих миссионерских поездок после войны прошло всего лишь менее двух десятилетий и нужно было растапливать холодок отношений общественного мнения Запада к японской культуре и, значит, к самой Японии… Именно после этих поездок укрепился образ складывания из бумаги как прежде всего японского занятия, хотя, подобно музыке, складень вбирает в себя и творчески выражает в руках своего создателя особенности культуры каждого конкретного народа, человека, каждого времени и каждой страны.

История оригами в России прослеживается в течение столетий. Достоверно известно, к примеру, что складывали фигурки из бумаги, а порой и учили этому заинтересованных Л.Н.Толстой и К.С.Станиславский,  уделял внимание этому занятию и цесаревич, будущий император Николай II...

Современный этап развития оригами как учебного предмета и направления дизайна в России и СНГ начинается с конца 80-х – начала 90-х годов, когда создаются первые клубы любителей складывания (к примеру, Московский клуб оригами, 1989, СПб. центр оригами, 1991, Омский центр оригами, 1996, Киевский клуб оригами, 2001 …), начинают издаваться схемы по оригами, первоначально среди иных «головоломок», потом всё чаще – отдельно. Выходят брошюры, книги. В 1995 году выходит первое издание «Уроков оригами в школе и дома» С.Ю. и Е.Ю.Афонькиных (учебное пособие для 1-го года обучения, получившее рекомендацию Минобра РФ), с 1996 по 2002 год издаётся журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги» и приложения к нему. За все годы выпуска журнала в его жизни активно участвовали около 800 авторов из 29 стран мира – от Австралии до Японии (из стран СНГ, к сожалению,– только из Белоруссии, Казахстана и Украины). Заметим, что основные публикации журнала, как по числу, так, нередко, и по качеству моделей оригами, всё же были российскими. Посмотрев «на эту самодеятельность», ныне уже более дюжины российских издательств из Москвы, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саратова, Чебоксар, включая такие крупные как «Терра», «Кристалл», «Олма-пресс», «Махаон», «АСТ», «Детская литература» попробовали себя в издании книг, брошюр, календарей и даже энциклопедий на темы оригами и продолжают эту деятельность. Отдельные малые фирмы пробовали выпускать компакт-диски и видеофильмы по оригами, но внешние к оригами проблемы с авторскими правами охладили их энтузиазм. К V Киевской выставке (11-15 ноября 04 г.) вышла уже заметным тиражом (несколько тыс. экз.) первая качественно сделанная украинская брошюра («Праздничное оригами») с цветной обложкой и выполненными «на машине» чертежами.

Семья Левашовых из города-героя Новороссийска в 2000 году предложила проводить ежегодные фестивали «Оригами Дерево Мира», получившие широкий международный отклик. С 2004 года (в связи с отсутствием у себя на Родине финансовой поддержки этого народного начинания пропаганды добра и мира доступными и увлекательными средствами оригами даже накануне празднования 60-летия Победы) фестиваль «ОДМ» принял приглашение временно переместиться за рубеж (весной 04 года прошла выставка в Сеуле, Южная Корея, осенью – в штате Калифорния (США), за ними уже выстроилась очередь международных заявок на проведение Фестиваля из Германии, Японии, Индии, повторно – из США и т.д.)

В Москве и других городах с 90-х годов начинают проводиться мероприятия по оригами, включая международные выставки в известных залах Центрального Дома художников, Политехнического музея, Дарвиновского музея. С 1996 по 2002 год проводятся педагогические конференции «Оригами и педагогика» в Санкт-Петербурге (заглохла с приостановкой выхода журнала «Оригами»). С 1996 г. по настоящее время (тьфу-тьфу) проводится Сибирская конференция «Оригами в учебном процессе» в Омске. На сегодня это единственная конференция по оригами в постсоветстском пространстве, по итогам которой регулярно выходят материалы, а в течение года Омским центром оригами (совместно с Омским госуниверситетом, Областным домом учителя и гимназией № 139 г. Омска) проводятся очные и заочные, а также дистанционные олимпиады по оригами, осуществляется планомерная методическая работа, подготовка и повышение квалификации учителей, интересующихся оригами и его приложениями в учебном процессе.

Свидетельством успешного освоения творческого стиля в преподавании является то, что воспитанники Омского центра Оригами имеют авторские свидетельства на изобретения новых моделей оригами. Схемы работ юных дарований, в том числе из Омска, регулярно публиковались в журнале «Оригами» и вызывали неизменный интерес читателей журнала. Под руководством учителя информатики гимназии № 139 Е.Г. Вещемовой учащиеся создали страничку по оригами в Сети, посвящённую деятельности Омского центра оригами, осуществляют поддержку проведения Дистанционной оригами по оригами.

Специалистами Ростовского-на-Дону и Омского университетов воспроизведены ставшие уже классическими зарубежные и проведены оригинальные исследования о научном измерении влияния занятий оригами в школе на учащихся. Получен ряд интересных и практически важных результатов, доложенных на упомянутых конференциях. Защищены несколько дипломов на темы педагогического применения оригами. Исследования по объективному замеру заметного даже невооружённым глазом влияния оригами на учёбу школьников, их здоровье и самочувствие использованы при подготовке пары кандидатских диссертаций (с иной заглавной темой).

В заключение следует отметить, что оригами в России, а тем более, в иных странах СНГ остаётся преимущественно делом энтузиастов и, в той части, в какой оно обещает какую-то прибыль в обозримые сроки, также коммерсантов от издательского и выставочного дела, и самого просвещения. Да и могло ли быть иначе, когда высокие чиновники от образования отказываются даже признавать проблемой ставшую, при обязательном десятилетнем образовании по единому стандарту, непомерной цену всё более скромных (если не лукавить) учебных достижений за счёт здоровья учащихся. В школе, как когда-то на фронте, по-прежнему популярны «победы любой ценой». Жизнь, разумеется, когда-то расставит и уже расставляет всё на свои места (речь идёт, например, об устойчивом «проседании» России по рейтингам здоровья, квалификации, благосостояния среди населения разных стран мира). Вопрос в том, какова будет цена расплаты, да и смогут ли российские народы в этот раз её заплатить?

Осознание этой проблемы, широкое применение таких новых перспективных технологий народного просвещения, как оригами, могло бы уберечь многих учащихся от скуки и необоснованной тяжести обучения по устаревшим прусским лекалам (а, тем самым, и от алко-, нарко-, табако- и иных маний), лучше подготовить выпускников школы к успешной профессиональной деятельности и более гармоничной жизни. Посильному участию в решении этих важных задач и посвятили своё внимание участники очередной VII Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе».

 

 

 

 

 

 

 

Опубликованные материалы конференции:

 

По итогам VIII Конференции 2005 г.

материалы были опубликованы в двух брошюрах:

 

1. Материалы VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»

2. Материалы VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе» (Приложение)

 

* * *

1. Материалы VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»:

а. Обложка и аннотация.

б. Оглавление Материалов.

в. Алфавитный указатель авторов.

 

            Обложка:

Министерство образования Омской области

Омский центр оригами

Омский государственный Университет им. Ф.М.Достоевского

Гимназия № 139 г. Омска

ГОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования»

 

Материалы

VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»

 

 

2-3 ноября 2005 года, г. Омск

 

 

 

Омск, 2005 г., 72 с., с илл.

 

Аннотация: в сборнике представлены материалы участников конференции, рассматривающие особенности использования оригами в различных образовательных сферах, даны рекомендации по применению оригами в учебном процессе.

 

Редакционная коллегия:    И.А.Круглова, канд. пед. наук,

доцент каф. методики преподавания математики ОмГУ

 

ã Коллектив авторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление материалов VIII конференции

 

 

 

1

Роль оригами в учебно-воспитательном процессе. Костарева Ю.И., Вологодская обл. (с.7).

 

 

2

Оригами в учебном процессе Лизунова С.А., Тарасова Л.А., Бобкова Е.М. (с. 10)

 

 

3

Формирование умственной активности у старших дошкольников. Клименко Е.А. (с. 12).

 

 

4

Оригами и развитие ребёнка. Фигель Н.А. (с. 15).

 

 

5

Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов на занятиях оригами. Дроздова Е.В. (с. 17).

 

 

6

Образовательная программа по развитию речи и обучению бумажному моделированию детей дошкольного возраста. Мальчикова Л.Г. (с. 20).

 

 

7

Литературно-музыкальная композиция «Путешествие в оригамную осеннюю сказку». Дёгтева В.Н. (с. 22).

 

 

8

Оригами и развитие ребёнка. Шаферстова В.П. (с. 25).

 

 

9

Радость познания. Рехлова Т.Т. (с. 28).

 

 

10

Сотрудничество УДО с дошкольными учреждениями. Кожевникова Н.В., (с. 31).

 

 

11

Сотрудничество дошкольного учреждения с УДО. Найденко Л.А. (с. 33).

 

 

12

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках «Изо и художественный труд». Такаюк Т.Г. (с. 35).

 

 

13

Творчество – путь к изобретательности. Клеймёнова Т.Л., г. Омск (с. 39).

 

 

14

Развитие творческого мышления. Макуцкая В.Г., г. Омск (с. 41).

 

 

15

Элективный курс в 9 классе. Белим С.Н.., г. Омск (с. 43).

 

 

16

Применение оригами в курсе геометрии. Результаты научно-исследовательской деятельности учащихся. Весновская О.В., г. Новочебоксарск, Чувашия (с. 46).

 

 

17

Геометрия в классах гуманитарного профиля. Круглова И.А., г. Омск (с. 49).

 

 

18

БД оглавлений российского журнала «Оригами». Гончар Д.Р. (с. 52).

 

 

 

* * * СХЕМЫ * * *

 

 

19

Цветок «Гвоздика». Макуцкая В.Г., г. Омск (с. 54).

 

 

20

Кусудама «Икосаэдр». Шеремет Г.Г., г. Пермь (с. 56).

 

 

21

Солнце и луна. Шеремет Денис, г. Пермь (с. 57).

 

 

22

Кусудама «Весна». Крохалёва О.Л.., г. Пермь (с. 59).

 

 

23

Сюрикен. Бронников П., г. Пермь (с. 60).

 

 

24

Орнамент «Чёткие линии». Нестеров Р., г. Пермь (с. 62).

 

 

25

Бронзовое солнце. Рогожникова С., г. Пермь (с. 63).

 

 

26

Объёмная ёлочка и звёздочка. Весновская О.В. (с. 64).

 

 

27

Цветочный многогранник. Весновская О.В. (с. 66).

 

 

28

Космические многогранники. Весновская О.В. (с. 68).

 

 

29

Кусудама «Фрактал». Гончар В.В. (с. 69).

 

 

 

 

 

 

 

Алфавитный указатель авторов

 

 

1.

Белим Светлана Николаевна.

Ведущий методист Омского центра оригами. Мастер Оригами. Преподаватель математики гимназии 139 г. Омска

 

 

2.

Бобкова Елена Михайловна.

Учитель начальных классов. МОУ «Сорочинская средняя образовательная школа» Калачинского р-на Омской обл.

 

 

3.

Бронников Павел.

Ученик 6-го класса школы 17 г. Пермь, Рук. – Шеремет Г.Г.

 

 

4.

Весновская Оксана Валерьевна.

Учитель математики, мастер оригами, г. Новочебоксарск, Чувашия

 

 

5.

Гончар Дмитрий Русланович,

преп. каф. МОУ МФТИ, г. Москва.

 

 

6.

Гончар Валентина Васильевна.

Мастер оригами, г. Москва

 

 

7.

Дёгтева Валентина Николаевна,

Педагог дополн. образования МОУ СОШ № 30, г. Озёрска

 

 

8.

Дроздова Елена Владимировна,

Педагог дополн. образования Центра юн+ошеского науч.-техн. творчества, г. Северодвинск Архангельск. обл.

 

 

9.

Клеймёнова Татьяна Леонидовна,

Педагог дополн. образования ЦРТДиЮ «Дом пионеров», г. Омск

 

 

10.

Клименко Елена Анатольевна,

Педагог дополн. образования г. Костомукша, Карелия

 

 

11.

Кожевникова Нина Валерьевна,

Педагог дополн. образования МОУ ДОД «Станция детско-юношеского технич. творчества» г. Калачинск Омск. обл.

 

 

12.

Костарева Юлия Ивановна,

МОУ Илезская средняя общеобр. школа Вологодской обл.

 

 

13.

Крохалева Ольга Леонидовна,

Студентка математического ф-та ПГПУ, г. Пермь, Рук. науч. работы – Шеремет Г.Г.

 

 

14.

Круглова Ирина Алексеевна,

Методист Омского центра оригами, к.п.н., доц. каф. методики преподавания математики ОмГУ.

 

 

15.

Лизунова Светлана Александровна,

Учитель нач. классов, МОУ «Сорочинская сред. общ. школа» Калачинского р-на Омск. обл.

 

 

16.

Макуцкая Вера Георгиевна,

Педагог дополн. обр. ЦРТД и Ю «Дом пионеров», г. Омск

 

 

17.

Мальчикова Лариса Геннадиевна,

Педагог дополн. обр. «Детский дом творчества», г. Новосибирск

 

 

18.

Найденко Людмила Алексеевна,

Воспитатель МДОУ № 8, г. Калачинск Омск. обл.

 

 

19.

Нестеров Роман,

Ученик 6-го кл. школы 17 г. Пермь, рук. – Шеремет Г.Г.

 

 

20.

Рехлова Тамара Тимофеевна,

Учитель ИЗО шк. № 80 г. Северска Томск. обл.

 

 

21.

Рогожникова Соня,

Ученица 5 кл. шк. 17 г. Пермь, рук. – Шеремет Г.Г.

 

 

22.

Такаюк Татьяна Григорьевна,

Учитель технологии МОУ «Начальная общ. школа № 6» Калачинского р-на Омск. обл.

 

 

23.

Тарасова Лариса Анатольевна,

Учитель начальных классов МОУ «Сорочинская сред. общ. школа» Калачинского р-на Омск. обл.

 

 

24.

Фигель Наталья Александровна,

Педагог дополн. обр. МУ доп. обр. «Дом детского творчества», г. Тюкалинск Омск. обл.

 

 

25.

Шаферстова Валентина Петровна,

Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобр. школа № 4» г. Калачинска Омск. обл.

 

 

26.

Шеремет Галина Геннадьевна,

Преподаватель математ. Ф-та ПГПУ, г. Пермь, педагог дополн. обр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* * *

2. Материалы VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе» (Приложение):

 

а. Обложка и аннотация.

б. Оглавление Материалов.

в. Алфавитный указатель авторов.

 

            Обложка:

Министерство образования Омской области

Омский центр оригами

Омский государственный Университет им. Ф.М.Достоевского

Гимназия № 139 г. Омска

ГОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования»

 

Материалы

VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»

(приложение)

 

2-3 ноября 2005 года, г. Омск

 

 

 

Омск, 2005 г., 40 с., с илл.

 

Аннотация: в сборнике представлены материалы участников конференции, рассматривающие особенности использования оригами в различных образовательных сферах, даны рекомендации по применению оригами в учебном процессе.

 

Редакционная коллегия:    И.А.Круглова, канд. пед. наук,

доцент каф. методики преподавания математики ОмГУ

 

ã Коллектив авторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление материалов VIII конференции

(приложения):

 

 

1

Всё гениальное просто. Ковалёва И.Г.,  г. Омск (с.6).

 

 

2

Оригами и правила дорожного движения. Немытченко Н.Ю., Николайчук И.В., Янковская Г., г. Омск (с. 10)

 

 

3

Оритур – игра по оригами как средство творческого развития. Ауль В.В., г. Краснотурьинск (с. 12).

 

 

 

* * * Схемы  * * *

 

 

1

Цветок 1. Фатеев Алексей, г. Новосибирск (с. 16).

 

 

2

Цветок 2. Фатеев А. (с. 17).

 

 

3

Стебель с листком для цветка. Фатеев А. (с. 18).

 

 

4

Цветок из круга. Фатеев А. (с. 19).

 

 

5

Лилия. Фатеев А. (с. 20).

 

 

6

Морская раковина 1. Фатеев А. (с. 21).

 

 

7

Морская раковина 2. Фатеев А. (с. 22).

 

 

8

Колючка. Фатеев А. (с. 23).

 

 

9

Пирамида. Подставка для цветка. Фатеев А. (с. 24).

 

 

10

Цветок «Ярутка». Фатеев А. (с. 25).

 

 

11

Ваза с листьями. Анцелевич В., г. Омск (с. 26).

 

 

12

Кусудама «Цветик». Балашова Ирина, г. Омск (с. 28).

 

 

13

Подснежник. Балашова И. (с. 29).

 

 

14

Киви. Чикин Дима, г. Краснотурьинск (с. 30).

 

 

15

Тюлень. Чикин Дима (с. 31).

 

 

16

Монахиня. Чикин Дима (с. 32).

 

 

17

Сердечко с крылышками. Цыганкова Александра, г. Енисейск Красноярск. кр. (с. 33).

 

 

18

Маска. Кумратов Виталий, г. Енисейск Красноярск. кр. (с. 34).

 

 

19

Сердечный поцелуй. Цыганкова Александра (с. 35).

 

 

20

Орнамент цветочный. Бокай Рита, г. Омск (с. 36).

 

 

21

Орнамент «Солнышко». Бокай Рита (с. 39).

 

 

 

 

 

 

 

Алфавитный указатель авторов

 

 

1.

Анцелевич Валентина,

Студентка матем. ф-та ОмГУ, г. Омск

 

 

2.

Ауль Вера Васильевна,

Педагог дополн. образования г. Краснотурьинска

 

 

3.

Балашова Ирина,

9 лет, школа 28 г. Омска

 

 

4.

Бокай Рита,

11 лет, школа 28 г. Омска

 

 

5.

Ковалёва Ирина Гариевна,

Зам. Дир. ГОУ ДОД «Центр творч. развития и гуманит. обр.», г. Омск

 

 

6.

Кумратов Виталий,

8 лет, г. Енисейск Красноярского кр.,

 

 

7.

Немытченко Наталья Юрьевна,

Учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 139» г. Омска

 

 

8.

Николайчук Ирина Васильевна,

Учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 139» г. Омска

 

 

9.

Фатеев Алексей,

мастер оригами, г. Новосибирск

 

 

10.

Цыганкова Александра,

г. Енисейск Красноярского кр., 8 лет.

 

 

11.

Чикин Дима,

г. Краснотурьинск, 8 лет.

 

 

12.

Янковская Галина Николаевна,

Учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 139» г. Омска