Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

К ОБОСНОВАНИЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОРИГАМИ С ПОЗИЦИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ЦЕЛОСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА

Соколова Г. А., п. Кольцово (Новосибирская обл.)

Существующие многообразные методические пособия для подготовки ребёнка к школе, методики и учебники по разным предметным циклам обучения в младшей школе базируются на тех или иных позициях авторов, определяющих содержание развития субъекта образования. Новообразования, которые, как ожидается, возникают у ребёнка в образовательном процессе, в конечном итоге выступают в виде собирательного результата, который принято обозначать с помощью понятия "готовность к обучению в школе".

По сути дела, речь должна идти о приобретении ребёнком не столько отдельных навыков и знаний, сколько целого комплекса компонентов развития. Показателями общего развития, в первую очередь, выступают уровень развития познавательных психических процессов, мотивационных компонент, способности к общению и самоуправлению. Эти компоненты и определяют возможность постоянных перестроек содержания личностного опыта обучаемого, позволяя ему быть субъектом собственного учения.

Способность к самоуправлению, включающая способность ориентироваться в задании, способность к выполнению его этапов, способность к самоконтролю, и обобщается в качестве способности к совершению учебной деятельности.

Ориентация педагога на формирование у ребёнка такой способности может быть обозначена как практико-ориентированный подход к развитию мышления. Выявление этого направления как самостоятельно существующего, самодостаточного, а не являющегося вторичным, производным от направления, ориентированного на абстрактно-теоретическое развитие, полагаем, позволяет в ином, более выпуклом виде, выявить условия, являющиеся благоприятными для целостного развития ребёнка.

Для здорового существования и совершенствования целостной природы ребёнка в начальный период его обучения в школе ещё очень важны игра и предметно-практическое творчество. Ребёнку нужен положительный эмоциональный отклик, который он мог бы получать в результате совершения тех или иных актов в процессе своей деятельности. Требует реализации существующая у ребёнка высокая потребность в движении (хорошо бы учесть эту потребность для развития мелких ручных движений, уровень владения которыми столь глубоко сказывается на развитии ребёнка). Естественное стремление ребёнка к новизне может быть положено в основу формирования стратегии углубления познавательной мотивации.

Традиционное образование можно дополнить условиями специально организованной локальной развивающей среды. Такая среда обеспечивала бы ребёнка материалом, который заинтересовал бы его, материал мог бы менять свою форму, тем самым, сохраняя свою привлекательность для ребёнка. Не менее важно создать с помощью среды такие условия для развития познавательной мотивации, которые удовлетворяли бы требованию полноты экзистенции. Совокупность таких условий позволяла бы обеспечить "пищей" ум ребёнка, удовлетворить его потребность в конкретной деятельности, раскрыть потенциальные возможности детей для изобретательства и исследования. Таким образом, создание среды с особыми условиями позволило бы преломить проблему формирования готовности к обучению в методическую плоскость (раскрыть, как именно нужно делать это).

Тем самым практико-ориентированный подход к развитию мышления дошкольника и младшего школьника способен заложить более благоприятные предпосылки для развития абстрактно-теоретического мышления, в его рамках можно на основе практического интеллекта в единстве формировать основы и образного, и словесно-логического мышления. Дело за малым: каков же должен быть материал для развития? Существуют ли критерии оптимальности для его выбора?

Необходимым условием успешности обучения является обретение ребёнком способности развернуть внутренний план действий. Формирование такой способности является отдельной задачей, решение которой носит характер ключевой проблемы.

Одной из основных задач младшей школы является создание предпосылок для теоретического мышления, ядро которого составляет понятийное мышление - процесс формирования понятийных мыслительных структур. Этот процесс в младшем школьном возрасте, равно как и процесс формирования способности развернуть внутренний план действия, может быть организован оптимально с использованием пространственных операций. Переход ребёнка от конкретно-понятийной формы мышления к понятиям, усваиваемым в абстрактной форме, совершается через понятия об отношениях (пространственных, временных, причинно-следственных). Из них наиболее доступны детям начальной школы пространственные отношения. Как отмечено многими исследователями, геометрический материал обладает богатыми возможностями для развития, но отношение к геометрии как курсу формально построенных доказательств, без достаточной опоры детей на чувственную практику, не даёт возможности раскрыть эти резервы и поставить их на службу интересам младшего школьника.

Необходимо в процессе проектирования развивающей среды учесть и тот факт, что число детей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке при поступлении в школу, год от года всё больше. Особенного внимания заслуживает нарушение межполушарного взаимодействия, произошедшее в предшествующем периоде развития детей, что является причиной школьной неуспеваемости во многих случаях. Таким образом, процесс взаимодействия между полушариями мозга, обозначаемый как механизм обмена между содержанием наглядно-образного, действенного и словесно-аналитического мышления, нуждается в активизирующих мышление средствах.

Анализ литературы по проблемам развития, в том числе средствами математики, дал нам основания сделать следующие заключения. Для активизации развития ребёнка нужны особые средства, которые позволят:

  укрепить геометрическую компоненту в содержании образования младших школьников;

  усилить межполушарный обмен;

  обогатить развивающую среду эмоциональным и образным содержанием;

  акцентировать внимание на развитии тонких ручных движений;

  создать "подкрепление" начал математической теории чувственной практикой, что способствует раскрытию математических задатков ребёнка.

К сочетанному воздействию вышеперечисленных факторов, благоприятных для развития ребёнка дошкольного и младшего возраста, можно придти, дополняя образовательный процесс детей в дошкольном образовательном учреждении и младшей школе особой средой с применением оригами в качестве средства развития ребёнка.

Делая выбор в пользу оригами, педагог выбирает, тем самым, здоровьесберегающую технологию, способствующую целостному развитию.

Таким образом, рассмотрев различные аспекты практической готовности ребёнка, мы убедились, что технология развития средствами оригами удовлетворяет необходимым условиям, которые требуются для успешного продолжения обучения (в число составляющих "готовности" к дальнейшему обучению включается физическое и психическое здоровье обучаемых).

 

 

 

: О. -  средство повышения психологического статуса

:  Сто лет российскому оригами

(Огл. материалов Конф.)