Текстовые труды VII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 5-6 ноября 2004 г.

 

 

 

 

СТО ЛЕТ РОССИЙСКОМУ ОРИГАМИ

С.В.Опаричева, Москва

«Всякое искусство совершенно бесполезно»

Оскар Уайльд (1854 - 1900), англ. писатель

 

«Это по-настоящему полезно, потому что красиво»

Антуан де Сент-Экзюпери (1900 - 1944), франц. писатель

 

Выдающиеся люди, занимавшиеся оригами.

В широко принятом понимании оригами - изобразительное искусство. Однако встречается два варианта такого понимания: оригами — уникальное древнее восточное искусство и оригами - распространённое современное интернациональное искусство. Оригами оставило след в биографиях Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Фридриха Фрёбеля (1784 - 1852), Льюиса Кэрролла (1832 - 1898), Мигеля де Унамуно (1864 - 1936).

А также в биографиях наших великих соотечественников - Льва Николаевича Толстого (1828 - 1910) и Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева) (1863 - 1938).

Толстовские оригамные петушки.

На выставке в музее-усадьбе «Поленово» хранятся четыре бумажные птички, сложенные руками писателя Льва Николаевича Толстого для детей - сына и трёх дочерей живописца Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Посетители музея-усадьбы по этому 100-летнему экспонату могут с уверенностью судить о существовании глубоких российских корней искусства, распространившегося в последнее время как японское оригами.

Как оказалось, Л.Н.Толстой увлёкся складыванием фигурок из бумаги (в то время оно ещё не называлось оригами) и находился под очень сильным впечатлением. Воспринимал же Л.Н.Толстой оригами, именно, как искусство. Это подтверждается черновиками статьи Л.Н. Толстого «Что такое искусство?» (датированы тем же 1896 годом) |2|. Уже написаны «Война и мир» (1869 г.), «Анна Каренина» (1877 г.) и пишется «Воскресенье» (1889-1899 гг.). Зрелый писатель и известный всему миру мыслитель много размышляет об искусстве. Привычный язык Л.Н.Толстого с характерным построением фраз повествует - и это, по-видимому, исторически одно из самых ранних европейских впечатлений от оригами и, кстати, смелое откровение, не только по тому времени, но даже и для современных культурологов и искусствоведов:

«Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда асе присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передаётся, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».

Эти строки убеждают в непосредственном и глубоком знакомстве Л.Н.Толстого с оригами как частью культуры. Между тем, некоторые исследователи опускают часть мыслей Л.Н.Толстого, касающихся оригами. Я же приведу их:

«Не могу не заметить при этом, что это единственное новое произведение в области бумажных петушков, которое я узнал за 60 лет. Поэм же, романов и музыкальных пьес, я за это время узнал сотни, если не тысячи. Мне скажут, что это произошло оттого, что петушки не важны, а поэмы, и картины, и симфонии важны. А я думаю, напротив, петушки содействуют развитию и радости многих детей, поэмы и картины ни на что не были нужны. Если так долго ничего не было в области петушков, то я думаю, что это произошло скорее оттого, что написать картину, поэму, симфонию гораздо легче, чем выдумать нового петушка ».

«Оригамное» свидетельство Гольденвейзера.

Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961) — пианист и композитор, педагог и музыкальный писатель, народный артист СССР и доктор искусствоведения - много лет вёл дневник Л.Н.Толстого, с которым был очень дружен (свидетель на его духовном завещании).

Вот это повествование.

« Раз я встретил Л.Н. на улице. Он опять позвал меня с собою. Мы шли где-то около Новинского бульвара, и Л.Н. предложил сесть на конку. Мы сели, купили билеты. Л.Н. спросил меня:

            Вы умеете делать японского петушка? -Нет.

            А вот смотрите.

Л.Н. взял свой билет и очень ловко сделал из него довольно сложного устройства петушка, который, когда потянешь за хвост, - трепещет крылышками. (Один такой петушок, сделанный им в 1897 году, до сих пор сохраняется у меня.)

В вагон вошёл контролёр и стал проверять билеты. Л.Н. протянул ему, улыбаясь, петушка и дёрнул его за хвост. Петушок замахал крыльями. Контролёр, однако, со строгим видом делового человека, которому некогда заниматься всяким вздором, взял петушка, развернул, посмотрел номер и разорвал.

Л.Н. взглянул на меня и сказал:

— Вот и петушка нашего испортили...».

Оригамные петушки Станиславского. Константин Сергеевич Станиславский - режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, почётный член Петербургской АН (с 1917 г.) и народный артист СССР (с 1936 г.).

Сохранилась киноплёнка, на которой запёчатлён Станиславский, показывающий машущую крыльями бумажную птичку, и сохранились фигурки, изготовленные Станиславским.

Исторически события очень близки к тому, что Станиславский знал об увлечении Толстого оригами.

Как отмечался столетний юбилей российского оригами. В японском посольстве состоялась презентация московского «Клуба оригами». Изготовили фигуры Толстого. Известный мэтр-оригамист Михаил Максимович Литвинов (родился 18 февраля 1917 года; сын наркома иностранных дел СССР Максима Максимовича Литвинова) показал своих оригамных «космических гадов». Но полной сенсацией для японского ресторана «Фудзи», где проходил аукцион, стало изготовленное директором московского «Клуба оригами» Романом Свиридовым — «Лицо Путина».

Самое банальное оригами — японский журавлик. Самое редкое — Владимир Владимирович Путин. Постоянная грусть - главная черта лица президента, она отражена на подбородке. Самая сложная деталь губы, на них ушло несколько часов. Стартовая цена лота была $100. Обладателем бумажного шедевра стал глава холдинга «Том Кляйм Групп» Анатолий Климин за $4000. Японцы остались довольны и говорили: «Том Кляйм-сан!». И под эти слова 18 июля 2002 года завершился 100-летний юбилей оригами в России.

Если верить японцам, все деньги от аукциона попали в руки пострадавших от наводнения на юге России.

Литература

1. Поленов Ф.Д. У подножья радуги. - М.: Культура, 1992. - 206 с. (с. 33-34).

2. Толстой Л.Н. ПСС. / Под общ. ред. В.Г.Черткова. В 92 тт.- М.: Гос. изд-во худож. Лит., 1951. - Т. 30. - 608 с. [Репринтное воспроизведение издания 1928-1958 годов- М.: Терра, 1992. - Т. 30. - 605 с.]

3. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. Воспоминания. Записки за пятнадцать лет. - М.: Издатель Захаров, 2002. —.655 с.

4. Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К.С.Станиславского : Летопись. В 4-х тт. — М.: Изд-во «Московского художественного театра», 2003. - Том 1 (1863-1505). - 560 с.; том 2 (1910-1915). - 592 с.; том 3 (1916-1926). - 608 с.; том 4 (1927-1938).-496 с.

5. Оксёнов И.А. Современная русская критика (1918-1924). Сборник (образцы и характеристики). Предисловие В.Лебедева-Полянского. - Л.: Госиздат, 1925.-332 с.

6. Архив К.С.Станиславского [4, стр. 146].

 

 

 

:  К обоснованию целесообразности применения оригами…

:  Играя – обучаем или зачем Молдове оригами?

(Огл. материалов Конф.)