|
Оригами № 1(16) 1999 Избранные труды I Сибирской конференции «Оригами в учебном
процессе», г. Омск, |
|
|||
|
ОРИГАМИ И
ПРОПЕДЕВТИКА ГЕОМЕТРИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПРОГРАММА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Николайчук И. В., учитель начальной школы, гимназия № Оригами способствует сосредоточению внимания, вырабатывает и укрепляет созидательное мышление, творческое воображение, художественный вкус, эстетическое восприятие. Занятия оригами пробуждают и укрепляют память, знакомят с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, многоугольник, диагональ, средняя линия, высота, биссектриса и другие. Чтобы пропедевтический курс геометрии был успешно усвоен в начальной школе, ученики должны сначала иметь дело не с отвлечёнными понятиями, а с ощутимыми существующими прообразами геометрических фигур, должны учиться распознавать их на различных моделях и в окружающих предметах. Цели курса. Совершенствовать мелкую моторику рук, создать условия для становления и роста природных творческих способностей ребёнка, пропедевтическая подготовка обучению детей геометрическим понятиям. Первый
год, 30 часов, 1 час в неделю обучения: |
|
|||
|
Тема урока |
Основные умения и навыки |
Использование результатов занятий в учебном процессе |
|
|
|
1. Введение в курс Оригами – 1 час (Из истории оригами) |
Понятие о геометрии как о науке |
Игровые ситуации с готовыми оригамскими игрушками |
|
|
|
2. Азбука оригами -12 часов Условные обозначения: согнуть на
себя, перегнуть от себя, перегнуть на себя, перевернуть, повернуть, раскрыть,
завернуть. Изделия: стаканчик, коготь, шапка
Красной Шапочки, колпачок феи (2 способа), хлопушка, зайчик, кошелёк. Условные обозначения: вогнуть внутрь,
расплющить, выгнуть наружу, сгиб "долина", сгиб "гора";
повторить процедуру, тянуть, тащить. Изделия: голубь и
сердце, птица, яхта, лодка, уточка, самолёт, церковь. |
Сторона, угол, точка, прямая, центральная горизонтальная
линия, центральная вертикальная линия, центр. |
Творческое задание: сочинить сказку,
стихотворение. Урок математики I четверть. |
|
|
|
Треугольник, высота треугольника, острый угол, вершина
угла. |
Построение простейших геометрических фигур с помощью
карандаша и линейки. |
|
||
|
3. Модульное оригами (2 часа) Условные обозначения:
завернуть, вставить одну деталь в другую, глухой угол (нераскрывающийся),
раскрывающийся угол. |
Треугольник, биссектриса угла, тупой угол. |
Урок математики II четверть. Урок детской литературы I четверть. |
|
|
|
Изделия: корона, звезда,
чудо-лучик, цветы, кубик, пятиугольная звезда, орнамент. |
|
|
|
|
|
4. Работа по схемам (2 часа) Изделия: петух, рамка
для открытки, ёлочка, полоска-акробат. |
|
Изготовление подарков к Новому году. |
|
|
|
5. Базовые формы (БФ) (9 час.) БФ "воздушн. змей" - 1 ч. Изделия: слон, щенок. БФ "дверь" - 1 ч. Изделия: поросёнок, гном, лодочка. БФ "дом" - 1 ч. Изделия: пилотка, пианино, импровизация БФ. БФ "блин" - 2 ч. Изделия: орнаменты, две короны. БФ "треугольник" - 1 ч. Изделия: бабочка, тюльпан, рыба, соловей. БФ "катамаран" - 2 ч. Изделия: парусник, бабочка, стол,
зайчик. |
Диагональ. Параллельные прямые. Четырёхугольник, противоположные стороны. Треугольник, биссектриса угла, равносторонний треугольник. |
Урок детской литературы III четверть. |
|
|
|
Урок изобразительного искусства III четверть. |
|
|||
|
Уроки математики III четверть. |
|
|||
|
Уроки математики IV четверть. |
|
|||
|
Урок детской литературы IV четверть. |
|
|||
|
⇨: Материалы II Сибирской конф. «Оригами в учебном процессе» |
⇦: Оригами в профессиональной подготовке
педагогов-математиков |
|
||