Оригами № 1(16) 1999

Избранные труды I Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 1996 г.

 

 

 

 

 

ОРИГАМИ И ПРОПЕДЕВТИКА ГЕОМЕТРИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПРОГРАММА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Николайчук И. В., учитель начальной школы, гимназия № 139, г. Омск.

 

Оригами способствует сосредоточению внимания, вырабатывает и укрепляет созидательное мышление, творческое воображение, художественный вкус, эстетическое восприятие. Занятия оригами пробуждают и укрепляют память, знакомят с основ­ными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, мно­гоугольник, диагональ, средняя линия, высота, биссектриса и другие.

Чтобы пропедевтический курс геометрии был успешно усвоен в начальной школе, уче­ники должны сначала иметь дело не с отвлечёнными понятиями, а с ощутимыми существующими прообразами геометрических фигур, должны учиться распознавать их на раз­личных моделях и в окружающих предметах.

Цели курса.

Совершенствовать мелкую моторику рук, создать условия для становления и роста природных твор­ческих способностей ребёнка, пропедевтическая подготовка обучению детей геометрическим понятиям.

Первый год, 30 часов, 1 час в неделю обучения:

 

 

Тема урока

Основные

умения и навыки

Использование

результатов занятий

в учебном процессе

 

 

1. Введение в курс

Оригами – 1 час

(Из истории оригами)

Понятие о геометрии как о науке

 

 

 

Игровые ситуации с готовыми оригамскими игрушками

 

 

 

 

 

2. Азбука оригами -12 часов

Условные обозначения: согнуть на себя, перегнуть от себя, перегнуть на себя, перевернуть, повернуть, раскрыть, завернуть.

Изделия: стаканчик, коготь, шапка Красной Шапочки, колпачок феи (2 способа), хлопушка, зайчик, кошелёк.

Условные обозначения: вогнуть внутрь, расплющить, выгнуть наружу, сгиб "долина", сгиб "гора"; повторить процедуру, тянуть, тащить.

Изделия: голубь и сердце, птица, яхта, лодка, уточка, самолёт, церковь.

Сторона, угол, точка, прямая, центральная горизонтальная линия, центральная вертикальная линия, центр.

Творческое задание: сочинить сказку, стихотворение. Урок математики I четверть.

 

 

Треугольник, высота треугольника, острый угол, вершина угла.

Построение простейших геометрических фигур с помощью карандаша и линейки.

 

 

3. Модульное оригами (2 часа)

Условные обозначения: завернуть, вставить одну деталь в другую, глухой угол (нераскрывающийся), раскрывающийся угол.

Треугольник, биссектриса угла, тупой угол.

Урок математики II четверть.

Урок детской литературы

I четверть.

 

 

Изделия: корона, звезда, чудо-лучик, цветы, кубик, пятиугольная звезда, орнамент.

 

 

 

 

4. Работа по схемам

(2 часа)

Изделия: петух, рамка для открытки, ёлочка, полоска-акробат.

 

Изготовление

подарков

к Новому году.

 

 

5. Базовые формы (БФ) (9 час.)

БФ "воздушн. змей" - 1 ч.

Изделия: слон, щенок.

БФ "дверь" - 1 ч.

Изделия: поросёнок, гном, лодочка.

БФ "дом" - 1 ч.

Изделия: пилотка, пианино,

импровизация БФ.

БФ "блин" - 2 ч.

Изделия: орнаменты, две короны.

БФ "треугольник" - 1 ч.

Изделия: бабочка, тюльпан, рыба, соловей.

БФ "катамаран" - 2 ч.

Изделия: парусник, бабочка, стол, зайчик.

Диагональ.

Параллельные прямые.

Четырёхугольник, противоположные стороны.

Треугольник, биссектриса угла, равносторонний

треугольник.

Урок детской литературы

III четверть.

 

 

Урок изобразительного искусства

III четверть.

 

 

Уроки математики

III четверть.

 

 

Уроки математики

IV четверть.

 

 

Урок детской

литературы

IV четверть.

 

 

: Материалы II Сибирской конф. «Оригами в учебном процессе»

:  Оригами в профессиональной подготовке педагогов-математиков

(Огл. материалов Конф.)