|
Оригами № 1(16) 1999 Избранные труды I Сибирской конференции «Оригами в учебном
процессе», г. Омск, |
|
||||
|
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ
ОРИГАМЕТРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Е. Р. Отто, учитель математики средней школы № Работая над проблемой "Поиск эффективных форм преподавания математики", я увлеклась идеей применения теории оригаметрии в учебном процессе. Кусок обыкновенной бумаги может оказаться прекрасным пособием для усвоения геометрии. С помощью перегибания бумаги можно получать интересные решения геометрических задач, свойства многих плоских фигур становятся настолько очевидными, что нет необходимости в дополнительных разъяснениях. Применяя элементы оригами на уроке, учащиеся укрепляют способность быстро работать руками, точные движения пальцев находятся под управлением сознания, улучшается способность следовать устным указаниям; происходит становление чертёжных навыков. Учащиеся на деле видят, как важно правильно и точно проводить ту или иную линию, у них вырабатывается такое качество, как точность, столь необходимая в математике. Решения задач с использованием приёмов оригами становятся наглядными,
интересными, понятными, а во многих случаях даже более короткими, чем общепринятыми способами. 8-й класс |
|
||||
|
№ п/п |
Тема |
Применение |
Советы |
|
|
|
1. |
Глава 5 Четырёхугольники Многоугольники |
Ввести понятия «выпуклый», «невыпуклый» |
|
|
|
|
2. |
Параллелограмм и трапеция |
1 . Свойства параллелограмма; 2. Свойства трапеции на задачах №386, 388, 389; 3. Задачи №375, 380 |
Фигуры получить из прямоугольника или квадрата путём
перегибаний |
|
|
|
3. |
Прямоугольник, ромб и квадрат |
4. Свойства признаки этих фигур; 5. Осевая и центральная симметрии на изученных фигурах; 6. Задачи №399, 404, 408,209,411,412,
425,428,431,432, 433, 434, 435, 436, 437, 438; |
Решение задач связывать с чертёжом. |
|
|
|
4. |
Глава 6 Площади Площадь многоугольника. |
7. Рассмотреть свойства: равновеликость и равносоставность; 8. Задачи №445, 453; 9. Задачи №447, 448; |
Использовать разрезание фигур, иллюстрации учителя. |
|
|
|
5. |
Площади параллелограмма , треугольника, трапеции |
10. Вывод формул площади параллелограмма, треугольника,
прямоугольного треугольника; трапеции; 11. Задачи №466, 467, 474 |
Площадь трапеции выводить несколькими способами. |
|
|
|
6. |
Теорема Пифагора |
12. Доказательство теоремы геометрическими способами; 13. Задачи №500,505 (набор треугольников), 508 |
Один способ получают учащиеся с помощью перегибаний |
|
|
|
7. |
Глава 7 Подобные треугольники |
14. Пропорциональные отрезки; 15. Задачи №539, 540; |
Повторить понятие отношения |
|
|
|
8. |
Подобия треугольников |
16. Рассмотреть необходимые и достаточные условия подобия
двух треугольников |
Предварительно дать задание:
заготовить 5 треугольников, среди которых есть подобные. |
|
|
|
9 |
Применение подобия к доказательству теорем |
1 .Доказательство теоремы о средней линии; 2. Связать понятие средней линии с тетраэдром; 3. Доказательство задачи о медианах Треугольников; 4. Задачу №2 из п. 63 рассмотреть на разрезанном
прямоугольном треугольнике; 5. Задачи №567, 568,616, 617, 618, а также рассмотреть
задачи: 6. Площадь ромба 48 кв.см. Найти
площадь четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного
ромба; 7. Площадь прямоугольника 36 кв.см. Найти
площадь четырехугольника, вершины которого являются середины сторон
прямоугольника. |
Учащиеся доказывают каждый на своём треугольнике; Сравнить
алгебраический и геометрический способы решений |
|
|
|
10. |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного
треугольника |
Ввести понятие sin, cos, tg на примере нескольких прямоугольных
треугольников с равными углами и пропорциональными сторонами; |
|
|
|
|
11. |
Глава 8 Окружность Четыре замечательные точки
треугольника |
1 . Доказательство свойства биссектрисы угла; 2. Доказательство свойства серединного перпендикуляра; 3. Доказательство теоремы о пересечении высот треугольника; |
|
|
|
|
12. |
Вписанная и описанная окружности |
Здесь можно предложить задачу: Чудак-кондитер испёк торт в
форме разностороннего треугольника. Сделали коробку к торту, но по недосмотру
склеили её неверно, так, что торт и коробка оказались симметричными друг к
другу. Нужно (по возможности) экономно разрезать торт на части, которые
удалось бы уложить в эту коробку. Разумеется, части торта нельзя укладывать
кремом вниз. |
|
|
|
|
⇨: Оригами и пропедевтика геометрии в начальной школе. программа курса дополнительного
образования |
⇦: Оригами в профессиональной подготовке
педагогов-математиков |
|
|||