Оригами № 1(16) 1999

Избранные труды I Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 1996 г.

 

 

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ОРИГАМЕТРИИ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Е. Р. Отто, учитель математики средней школы № 20, г. Омск.

 

Работая над проблемой "Поиск эффективных форм преподавания математики", я увлеклась идеей применения теории оригаметрии в учебном процессе. Кусок обыкновенной бумаги может оказаться прекрасным пособием для усвое­ния геометрии. С помощью перегибания бумаги можно получать интересные решения геометрических задач, свойства многих плоских фигур становятся на­столько очевидными, что нет необходимости в дополнительных разъяснениях.

Применяя элементы оригами на уроке, учащиеся укрепляют способность быстро работать руками, точные движения пальцев находятся под управлением сознания, улучшается способность следовать устным указаниям; происходит становление чертёжных навыков. Учащиеся на деле видят, как важно правиль­но и точно проводить ту или иную линию, у них вырабатывается такое качество, как точность, столь необходимая в математике.

Решения задач с использованием приёмов оригами становятся наглядны­ми, интересными, понятными, а во многих случаях даже более короткими, чем  общепринятыми способами.

8-й класс

 

 

п/п

Тема

Применение

Советы

 

 

1.

Глава 5

Четырёхугольники

Многоугольники

Ввести понятия «выпуклый», «невыпуклый»

 

 

 

2.

Параллелограмм и трапеция

1 . Свойства параллелограмма;

2. Свойства трапеции на задачах №386, 388, 389;

3. Задачи №375, 380

Фигуры получить из прямоугольника или квадрата путём перегибаний

 

 

3.

Прямоугольник, ромб и квадрат

4. Свойства признаки этих фигур;

5. Осевая и центральная симметрии на изученных фигурах;

 6. Задачи №399, 404, 408,209,411,412, 425,428,431,432, 433, 434, 435, 436, 437, 438;

Решение задач связывать с чертёжом.

 

 

4.

Глава 6

Площади

Площадь многоугольника.

7. Рассмотреть свойства: равновеликость и равносоставность;

8. Задачи №445, 453;

9. Задачи №447, 448;

Использовать разрезание фигур,

иллюстрации учителя.

 

 

5.

Площади параллелограмма ,

треугольника,

трапеции

10. Вывод формул площади параллелограмма, треугольника, прямоугольного треугольника; трапеции;

11. Задачи №466,

467, 474

Площадь трапеции выводить несколькими способами.

 

 

6.

Теорема Пифагора

12. Доказательство теоремы геометрическими способами;

13. Задачи №500,505

(набор треугольников), 508

Один способ получают учащиеся с помощью перегибаний

 

 

7.

Глава 7

Подобные треугольники

14. Пропорциональные отрезки;

15. Задачи №539, 540;

Повторить понятие отношения

 

 

8.

Подобия треугольников

16. Рассмотреть необходимые и достаточные условия подобия двух треугольников

Предварительно дать задание: заготовить 5 треугольников, среди которых есть подобные.

 

 

9

Применение подобия к доказательству

теорем

1 .Доказательство теоремы о средней линии;

2. Связать понятие средней линии с тетраэдром;

3. Доказательство задачи о медианах Треугольников;

4. Задачу №2 из п. 63 рассмотреть на разрезанном прямоугольном треугольнике;

5. Задачи №567, 568,616, 617, 618, а также рассмотреть задачи:

6. Площадь ромба 48 кв.см. Найти площадь четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного ромба;

7. Площадь прямоугольника 36 кв.см. Найти площадь четырехугольника, вершины которого являются середины сторон прямоугольника.

Учащиеся доказывают каждый на своём треугольнике; Сравнить алгебраический и геометрический способы решений

 

 

10.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Ввести понятие  sin, cos, tg  на примере нескольких прямоугольных треугольников с равными углами и пропорциональными сторонами;

 

 

 

11.

Глава 8

Окружность

 

Четыре замечательные точки треугольника

1 . Доказательство свойства биссектрисы угла;

2. Доказательство свойства серединного перпендикуляра;

3. Доказательство теоремы о пересечении высот треугольника;

 

 

 

12.

Вписанная и описанная окружности

Здесь можно предложить задачу: Чудак-кондитер испёк торт в форме разностороннего треугольника. Сделали коробку к торту, но по недосмотру склеили её неверно, так, что торт и коробка оказались симметричными друг к другу. Нужно (по возможности) экономно разрезать торт на части, которые удалось бы уложить в эту коробку. Разумеется, части торта нельзя укладывать кремом вниз.

 

 

 

 

: Оригами и пропедевтика геометрии в начальной школе. программа курса дополнительного образования

:  Оригами в профессиональной подготовке педагогов-математиков

(Огл. материалов Конф.)