Оригами № 1(16) 1999

Избранные труды I Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 1996 г.

 

 

 

 

ОРИГАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ

И.К.Жинеренко, канд. пед. наук, доцент,

и.о. зав. кафедрой методики преподавания математики ОмГУ

 

Оригами — удивительное искусство. Им с большим интересом занимаются люди разного возраста. Особенно любят складывать различные поделки из бу­маги дети. Для многих это увлечение остаётся просто забавой, а для кого-то оно может стать ступенькой творчества, основой для самостоятельных откры­тий. Большую роль здесь может и должна сыграть школа. А для этого необходи­мо готовить педагогов, которые бы смогли превратить любимую детскую игру в серьёзное увлечение, способствующее становлению учащихся, достижению дидак­тических целей.

В течение последних пяти лет приёмы оригами включены в систему подго­товки педагогов на математическом факультете Омского государственного уни­верситета. На спецкурсах и спецсеминарах студенты знакомятся с техникой оригами, методикой обучения этому искусству детей разного возраста, возмож­ностями использования оригами в учебно-воспитательном процессе. Для бу­дущего педагога очень важно понимать, как оригами влияет на становление ребён­ка.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста занятия оригами позволяют знакомить их с различными видами передачи познавательных сведений. Это, в первую очередь, знаковые схемы, которые широко используются оригамистами. Умение читать схемы, исследовать их, а затем переводить сведения из знака в бумажное построение способствует укреплению логического и про­странственного мышления. Прежде, чем переходить к обучению оригами с ис­пользованием обычных схем, полезно научить ребёнка складывать поделки по образцу. Один их возможных способов — это непосредственный показ, но можно предложить способ, когда ребёнку предлагается схема, где показан каждый шаг складывания фигурки из квадрата в виде незаконченного построения. Для этого на большой лист приклеиваются несколько моделей одной и той же фигурки, каждая модель показывает, как выглядит фигурка после очередного шага её построения. Модели крепятся не жёстко, чтобы их можно было развернуть. При таком подходе ребёнок учится самостоятельно получать новое знание (через сравнение, сопоставление, поиск подобия). Рассматривая не­завершённую вещицу, он изучает построение, сравнивает её с предыду­щей, находит отличия и пытается воспроизвести то же самое со своей моде­лью. Так, переходя от одного шага к другому, он должен получить завершённую поделку.

В ходе спецкурса "Математика в семейном воспитании и начальной шко­ле" рассматриваются различные подходы к обучению детей оригами, преиму­щества и особенности каждого из подходов. Студентами разрабатываются ди­дактические материалы к занятиям: различные схемы, наборы сказочных пер­сонажей, тематические композиции, выполненные в технике оригами, и др.

Большое внимание на спецкурсах и спецсеминарах следует уделять воспи­тательному воздействию оригами на детей. В ходе занятий вырабатывается точность, терпение и настойчивость исполнения, представления о красоте и гармонии, соотношениях и пропорциях.

Спецсеминар "Оригами" позволяет студентам освоить сложную технику, по­знакомиться с приёмами обучения оригами учащихся среднего звена и стар­шеклассников. Особое внимание делается на изучение возможностей выхода уча­щихся на самостоятельное творчество (через изучение схем, исследование базо­вых заготовок) и использования оригами на уроках геометрии. Работая с листом бумаги, школьники в ходе изготовления различных построений могут изу­чать свойства геометрических фигур, различные соотношения, пропорции. С помощью оригами возможно решение самобытных геометрических задач, доказательство теорем. Ученики учатся выдвигать гипотезы, проверять их на опыте, подтверждать опыт строгими математическими расчётами и теоретически обосновывать собственные предположения.

На занятиях со студентами большое внимание уделяется значению оригами в поисковых иссле­дованиях учащихся. Это могут быть построения в технике оригами (подобно построениям с циркулем и линейкой), разработка схем и моделирование гео­метрических тел, их объединений, изобретение собственных моделей в оригами и создание соответствующих схем, а также многое другое.

Изучая на спецкурсах и спецсеминарах возможности использования орига­ми при работе со школьниками, важно пробудить у студентов потребность в са­мостоятельных исследованиях. Если педагог не способен к педагогическому творчеству, к исследовательской работе, то он вряд ли сможет воспитать твор­ческих учеников.

 

 

 

: Применение теории оригаметрии в учебном процессе

:  Техники оригами на уроках обслуживающего труда

(Огл. материалов Конф.)