|
Оригами № 1(16) 1999 Избранные труды I Сибирской конференции «Оригами в учебном
процессе», г. Омск, |
|
||
|
ОРИГАМИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ И.К.Жинеренко, канд. пед. наук, доцент, и.о. зав. кафедрой методики преподавания математики ОмГУ Оригами — удивительное искусство. Им с большим интересом занимаются люди разного возраста. Особенно любят складывать различные поделки из бумаги дети. Для многих это увлечение остаётся просто забавой, а для кого-то оно может стать ступенькой творчества, основой для самостоятельных открытий. Большую роль здесь может и должна сыграть школа. А для этого необходимо готовить педагогов, которые бы смогли превратить любимую детскую игру в серьёзное увлечение, способствующее становлению учащихся, достижению дидактических целей. В течение последних пяти лет приёмы оригами включены в систему подготовки педагогов на математическом факультете Омского государственного университета. На спецкурсах и спецсеминарах студенты знакомятся с техникой оригами, методикой обучения этому искусству детей разного возраста, возможностями использования оригами в учебно-воспитательном процессе. Для будущего педагога очень важно понимать, как оригами влияет на становление ребёнка. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста занятия оригами позволяют знакомить их с различными видами передачи познавательных сведений. Это, в первую очередь, знаковые схемы, которые широко используются оригамистами. Умение читать схемы, исследовать их, а затем переводить сведения из знака в бумажное построение способствует укреплению логического и пространственного мышления. Прежде, чем переходить к обучению оригами с использованием обычных схем, полезно научить ребёнка складывать поделки по образцу. Один их возможных способов — это непосредственный показ, но можно предложить способ, когда ребёнку предлагается схема, где показан каждый шаг складывания фигурки из квадрата в виде незаконченного построения. Для этого на большой лист приклеиваются несколько моделей одной и той же фигурки, каждая модель показывает, как выглядит фигурка после очередного шага её построения. Модели крепятся не жёстко, чтобы их можно было развернуть. При таком подходе ребёнок учится самостоятельно получать новое знание (через сравнение, сопоставление, поиск подобия). Рассматривая незавершённую вещицу, он изучает построение, сравнивает её с предыдущей, находит отличия и пытается воспроизвести то же самое со своей моделью. Так, переходя от одного шага к другому, он должен получить завершённую поделку. В ходе спецкурса "Математика в семейном воспитании и начальной школе" рассматриваются различные подходы к обучению детей оригами, преимущества и особенности каждого из подходов. Студентами разрабатываются дидактические материалы к занятиям: различные схемы, наборы сказочных персонажей, тематические композиции, выполненные в технике оригами, и др. Большое внимание на спецкурсах и спецсеминарах следует уделять воспитательному воздействию оригами на детей. В ходе занятий вырабатывается точность, терпение и настойчивость исполнения, представления о красоте и гармонии, соотношениях и пропорциях. Спецсеминар "Оригами" позволяет студентам освоить сложную технику, познакомиться с приёмами обучения оригами учащихся среднего звена и старшеклассников. Особое внимание делается на изучение возможностей выхода учащихся на самостоятельное творчество (через изучение схем, исследование базовых заготовок) и использования оригами на уроках геометрии. Работая с листом бумаги, школьники в ходе изготовления различных построений могут изучать свойства геометрических фигур, различные соотношения, пропорции. С помощью оригами возможно решение самобытных геометрических задач, доказательство теорем. Ученики учатся выдвигать гипотезы, проверять их на опыте, подтверждать опыт строгими математическими расчётами и теоретически обосновывать собственные предположения. На занятиях со студентами большое внимание уделяется значению оригами в поисковых исследованиях учащихся. Это могут быть построения в технике оригами (подобно построениям с циркулем и линейкой), разработка схем и моделирование геометрических тел, их объединений, изобретение собственных моделей в оригами и создание соответствующих схем, а также многое другое. Изучая на спецкурсах и спецсеминарах возможности использования оригами
при работе со школьниками, важно пробудить у студентов потребность в самостоятельных
исследованиях. Если педагог не способен к педагогическому творчеству, к
исследовательской работе, то он вряд ли сможет воспитать творческих
учеников. |
|
||
|
|
|||