Оригами № 1(16) 1999

Избранные труды I Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 1996 г.

 

 

 

 

КАК УВЛЕЧЬ ОРИГАМИ УЧАЩИХСЯ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССОВ

И. А. Круглова, преподаватель кафедры

методики преподавания математики ОмГУ

Два года я езжу в летний лагерь научного общества учащихся преподавате­лем секции математика. Обучая детей нестандартным математическим теориям, очень хочется разнообразить занятия. Математика - "Наука на листе бумаги", её выводы нельзя потрогать руками. Известно, как укрепляют мышление головоломки. Оригами даёт возможность самому создать такую головоломку, при этом положительный результат будет зависеть не только от умения ученика комбинаторно мыслить, необходимо применить свои математические знания.

Удивителен тот факт, что 9-10ти-классники, не видевшие до этого схем и условных обозначений, почти моментально схватывают замысел и, берясь за слож­ные поделки, с успехом их выполняют.

Самый сложный шаг преподавания оригами ученикам математических клас­сов - первый; необходимо преодолеть душевную препону, объяснить, что оригами - серьёзное увлечение, достойное их умных голов. Поэтому я начинаю занятие с того, что прошу их выполнить на вид несложную задачу: разделить сторону квадрата с помощью сгибов на три равные части. Обычно, такая задача оказывается непосильной. В этом случае я представляю "оригамский" способ деления и прошу математически обосновать приведённые действия.

После математического обоснования ребята обычно соглашаются, что не смогли бы сами додуматься до этого способа. Тогда я им предлагаю другой ва­риант - применить теорему Фалеса, которую они все прекрасно знают. Предва­рительно необходимо сделать ряд отступлений: построить с помощью сгибов линию, параллельную данной. Используем свойство: две прямые, перпендику­лярные третьей прямой на плоскости, параллельны. Осталось понять, как с по­мощью сгиба построить прямую, перпендикулярную данной: мы разделили развёрнутый листок пополам.

Теорему Фалеса можно применить для деления стороны на любое количе­ство частей. Рассмотрим пример деления на пять:

Проведём прямую из одного из углов, принадлежащей той стороне, кото­рую мы собираемся разделить на части, и "закрутим" эту прямую пять раз.

Проведём линию, проходящую через вторую вершину делимой стороны и
верхнюю точку деления прямой.

Через остальные точки деления проводим прямые, параллельные линии,
полученной в предыдущем пункте.

Прежде чем изучать схемы, важно показать способы работы с "плоскостью". Необходимо рассмотреть теоремы Кавасаки и Джона Маэкова ("Оригами для знатоков Кунихико Касахара и Тоши Такахама", Alsio, стр.29), законы о "свёртухах" (шутливое понятие, введённое М.М.Литвиновым – прим. ред.).

Оригамика - направление, которым занимается Московский центр оригами. Применяя вышеназванные теоремы и законы, можно самим строить складчатые структуры.

На Санкт-Петербургской конференции в марте 1997 года Елена Афонькина предложила новое интересное направление: спиральные конструкции.

Такие виды работы, где ученики могут применить творчество и свои зна­ния, очень им нравятся, поэтому не удивительно, что даже своё свободное время дети посвящают решению этих "головоломок".

 

 

 

: Открытки

:  Использование оригами на уроках французского языка в младших классах

(Огл. материалов Конф.)