Оригами № 1(16) 1999

Избранные труды I Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 1996 г.

 

 

 

 

ЗАМЕТКИ ОБ ОРИГАМИ

Кукин Г.П., профессор, доктор физико-математических наук, ОмГУ

 

"Оригами - скульптура из бумаги" - так написано в энциклопедии. Это пра­вильно, но неточно. Ведь это не любая скульптура из бумаги, а только сделан­ная по особым правилам. Впрочем, они очень просты. Следуя традиции, орига­ми должно быть сделано из квадратного листа бумаги без использования клея и ножниц. Конечно, в оригами есть и модернистские направления (например, из­готовление фигурок из денежной купюры).

Математика привлекает меня своей демократичностью. Перед математиче­ской проблемой, даже очень трудной, все математики равны. Да, у академика больше опыта. Но у студента в голове меньше стандартных схем, да и энергии побольше. Скажем, физика гораздо менее демократична. Академик, Герой тру­да, лауреат Нобелевской премии директор института П.Л.Капица теоретически разработал новый тип термоядерного реактора. Но никогда не мог добиться финансирования своего проекта. Здесь оригами сродни математике: видимо, это самый демократичный вид изобразительного искусства.

Математики ценят тех, кто открывает новые теоремы, алгоритмы, модели. И гораздо меньшей известностью пользуются исполнители - преподаватели и учителя, которые рассказывают учащимся эти теоремы, алгоритмы, модели.

Не то у музыкантов. Да, мы знаем и помним композиторов и авторов песен. Но кто из них сравнится славой с Ф.И.Шаляпиным? Пожалуй, здесь оригами сродни музыке. Повторение известных образцов доставляет наслаждение и на­чинающим, и опытным оригамистам, приносит радость зрителям. Конечно, при­думать своё - вершина счастья. И здесь омские оригамисты уже имеют нема­лый ряд собственных изобретений.

Иногда оригами относят к декоративно-прикладному искусству. Полагаю, что дизайнерские возможности оригами неисчерпаемы, а в Омске они не исполь­зуются вовсе. Что касается приложений... Прагматичные американцы сделали машину, которая по заданным алгоритмам из листа металла сворачивает моду­ли или готовые изделия - контейнеры, гаражи, ангары...

Однако в оригами меня привлекает не возможность приложения, а красота. Помню, вошел в зал, где экспонировалась тобольская резная кость. Первые впечатления, когда ещё не увидел ни одной фигурки, - сияние! Скульптуры, вы­резанные из кости, светились! И такое же впечатление, когда приходишь на вы­ставку оригами. Оригами отдаёт больше света, чем получает от солнца.

Оригами и преподавание - этот союз только начинается. Год назад мне пред­ложили провести урок математики в седьмом классе. Выбрал тему: как точно измерять углы с помощью... односторонней линейки без делений. Прихожу в класс, дети незнакомые. Довольно скоро ощутил непонимание: они ещё не изу­чали, что сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам. А мне этот факт необходим, но нет времени доказывать так, как в учебнике геометрии. Как быть? Спрашиваю, кто знаком с оригами. Поднимается лес рук: этому их учили всех в шестом классе. Используя оригами, быстро объяснил, почему та самая сумма равна 180 градусам, и пошёл дальше. На уроке присутствовала их учи­тельница математики, которая дала детям первые уроки оригами. Оказывает­ся, ей не пришло в голову связать оригами с известными геометрическими фак­тами. Хорошо известно свойство биссектрисы треугольника (в каком отноше­нии она делит сторону треугольника). Обычно это объясняют с помощью подоб­ных треугольников (в девятом классе или в конце восьмого). Доказательство, которое хорошо воспринимают ученики на год раньше, начинается словами: "перегнём треугольник по биссектрисе". Дальнейшее ясно! Видимо, это дока­зательство придумал оригамист или математик, способный к оригами, но "ли­шённый оригамистского детства".

Оригами - японское слово. Полагаю, было бы ошибкой считать, что это искус­ство - по происхождению японское. Оно зародилось в разных странах, хотя, воз­можно, в определённые годы (которые ещё не кончились) японцы оказались лиде­рами в этом искусстве. В наше время и в нашей стране в условиях экономического кризиса (а значит - ограниченных возможностей для творчества) творческая энер­гия молодых найдёт свой выход в тех областях, где не требуются большие затраты, но нужны умелые руки, полёт фантазии и душевная чистота!

 

 

 

: Использование оригами на уроках французского языка в младших классах

:  Омский городской центр оригами

(Огл. материалов Конф.)