|
Оригами № 1(16) 1999 Избранные труды I Сибирской конференции «Оригами в учебном
процессе», г. Омск, |
|
||
|
ЗАМЕТКИ
ОБ ОРИГАМИ Кукин Г.П., профессор, доктор физико-математических наук,
ОмГУ "Оригами - скульптура из бумаги" - так написано в энциклопедии. Это правильно, но неточно. Ведь это не любая скульптура из бумаги, а только сделанная по особым правилам. Впрочем, они очень просты. Следуя традиции, оригами должно быть сделано из квадратного листа бумаги без использования клея и ножниц. Конечно, в оригами есть и модернистские направления (например, изготовление фигурок из денежной купюры). Математика привлекает меня своей демократичностью. Перед математической проблемой, даже очень трудной, все математики равны. Да, у академика больше опыта. Но у студента в голове меньше стандартных схем, да и энергии побольше. Скажем, физика гораздо менее демократична. Академик, Герой труда, лауреат Нобелевской премии директор института П.Л.Капица теоретически разработал новый тип термоядерного реактора. Но никогда не мог добиться финансирования своего проекта. Здесь оригами сродни математике: видимо, это самый демократичный вид изобразительного искусства. Математики ценят тех, кто открывает новые теоремы, алгоритмы, модели. И гораздо меньшей известностью пользуются исполнители - преподаватели и учителя, которые рассказывают учащимся эти теоремы, алгоритмы, модели. Не то у музыкантов. Да, мы знаем и помним композиторов и авторов песен. Но кто из них сравнится славой с Ф.И.Шаляпиным? Пожалуй, здесь оригами сродни музыке. Повторение известных образцов доставляет наслаждение и начинающим, и опытным оригамистам, приносит радость зрителям. Конечно, придумать своё - вершина счастья. И здесь омские оригамисты уже имеют немалый ряд собственных изобретений. Иногда оригами относят к декоративно-прикладному искусству. Полагаю, что дизайнерские возможности оригами неисчерпаемы, а в Омске они не используются вовсе. Что касается приложений... Прагматичные американцы сделали машину, которая по заданным алгоритмам из листа металла сворачивает модули или готовые изделия - контейнеры, гаражи, ангары... Однако в оригами меня привлекает не возможность приложения, а красота. Помню, вошел в зал, где экспонировалась тобольская резная кость. Первые впечатления, когда ещё не увидел ни одной фигурки, - сияние! Скульптуры, вырезанные из кости, светились! И такое же впечатление, когда приходишь на выставку оригами. Оригами отдаёт больше света, чем получает от солнца. Оригами и преподавание - этот союз только начинается. Год назад мне предложили провести урок математики в седьмом классе. Выбрал тему: как точно измерять углы с помощью... односторонней линейки без делений. Прихожу в класс, дети незнакомые. Довольно скоро ощутил непонимание: они ещё не изучали, что сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам. А мне этот факт необходим, но нет времени доказывать так, как в учебнике геометрии. Как быть? Спрашиваю, кто знаком с оригами. Поднимается лес рук: этому их учили всех в шестом классе. Используя оригами, быстро объяснил, почему та самая сумма равна 180 градусам, и пошёл дальше. На уроке присутствовала их учительница математики, которая дала детям первые уроки оригами. Оказывается, ей не пришло в голову связать оригами с известными геометрическими фактами. Хорошо известно свойство биссектрисы треугольника (в каком отношении она делит сторону треугольника). Обычно это объясняют с помощью подобных треугольников (в девятом классе или в конце восьмого). Доказательство, которое хорошо воспринимают ученики на год раньше, начинается словами: "перегнём треугольник по биссектрисе". Дальнейшее ясно! Видимо, это доказательство придумал оригамист или математик, способный к оригами, но "лишённый оригамистского детства". Оригами - японское слово. Полагаю, было бы ошибкой считать, что это искусство - по происхождению японское. Оно зародилось в разных странах, хотя, возможно, в определённые годы (которые ещё не кончились) японцы оказались лидерами в этом искусстве. В наше время и в нашей стране в условиях экономического кризиса (а значит - ограниченных возможностей для творчества) творческая энергия молодых найдёт свой выход в тех областях, где не требуются большие затраты, но нужны умелые руки, полёт фантазии и душевная чистота! |
|
||
|
⇨: Использование оригами на уроках французского языка в младших классах |
|
||