Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ В ШКОЛЕ № 19

Соседова В.П., г. Улан-Уде

Хочу рассказать о своей студии-оригами «Звёздочка» при школе № 19 г. Улан-Уде, которая является школой диалога национальных культур. В соответствии с программой развития школы особое внимание уделяется изучению обычаев, традиций, истории и культуры народов Забайкалья через продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Десять лет назад я пришла в школу с мечтой - научить детей творить волшебные превращения с квадратным листом бумаги. Начала работать с учащимися начальных классов, а затем стала заниматься с детьми 5-7 классов.

Мною разработана программа по оригами для учащихся средних и начальных классов с включением национально-регионального компонента. Знакомимся с культурой народов Бурятии через объединённые уроки оригами с уроками технологии, ИЗО, бурятского языка и т.д., где учащиеся выполняют творческие работы.

С первых дней моей работы с детьми я предлагаю ребятам завести альбом и тетрадь. В тетради дети записывают и зарисовывают схемы, базовые формы, которые научились делать. В альбоме дети наклеивают готовые модели, а дома по памяти делают вторую работу и оформляют в виде сказочных персонажей. Любое занятие с детьми я начинаю со схемы, даже если это первоклассники. Я считаю, чем раньше детей учить работать со схемами, тем быстрее они начнут их понимать. Необходимо помнить, что освоение схем и складывание - дело трудное и неподдающееся сразу для всех. Поэтому школьникам необходима поддержка на пути полного освоения классических поделок.

Младшим школьникам порой трудно усидеть 40 минут урока, соблюдая молчание и внимательно слушая учителя. И, конечно же, время от времени возникает шум, так порой мешающий работе. Первое время мне было очень трудно, но потом мне пришла замечательная идея - служба спасения «555», которую одобрили дети. Провожу её так: после очередного этапа работы над моделью прошу поднять руки тех, кто уже справился и готов помочь своим одноклассникам. Несколько минут весёлого шума, достаточно, чтобы сбросить накопившуюся энергию. После этого дети по сигналу учителя садятся, и мы продолжаем работу. Попробуйте! Я считаю, что этот метод приемлем в этой работе.

Иногда для придания уверенности детям, приступая к сложным работам, мы вместе с ними проговариваем такие стихи: «Это чудо - оригами. Сможем чудо сделать сами! Не волшебными словами, а вот этими руками!» - смотрим на руки, приступаем к работе. Также используем в своей работе кроссворды, а в последнее время дети сами стали их составлять.

Сказать, что оригами моим ученикам нравиться, - этого мало, не то слово! Они живут в этом мире оригами. Изделия, которые они делают, становятся частичками этого сказочного мира. И мы вместе с ребятами превращаем наш кабинет в оригамскую сказку.

Как сделать урок оригами не просто обучением складыванию тех или иных моделей, а ярким необычным зрелищем, который запомнится надолго? В школе накоплен опыт работы педагогов с использованием оригами на своих уроках. Например, вот что пишет учитель английского языка Яворская Светлана Анатольевна: «Преподавание иностранного языка в начальных классах имеет свои особенности, связанные с психологией младших школьников. Перед учителем иностранного языка первого года обучения стоит цель выявить потенциальные возможности и способности, раскрыв их у каждого ребёнка, и способствовать формированию развитой личности. Какими средствами добиться поставленной цели? Одним из средств, позволяющим раскрыть творческие способности детей и их познавательную активность, является оригами. Первоначально мы используем фигурки оригами, которые были изготовлены по нашему заказу членами кружка (учащимися 7-х классов), это были модели животных, персонажи сказок, используемые на уроках английского языка в качестве наглядности. Дети более эмоционально воспринимали фигурки, выполненные в технике оригами, нежели выполненные в иллюстрациях. Поскольку первоклассник импульсивен, нетерпелив, не может подолгу удерживать внимание и сосредотачиваться на одном учебном действии, необходимо часто менять виды работ и реквизиты. Поэтому на своих уроках я применяю фигуры, выполненные в технике оригами».

В рамках национально - регионального компонента в школьную программу введено изучение бурятского языка во 2-9 классах. Предмет изучают все дети. Не редки интегрированные уроки бурятского и оригами, где учащиеся познают быт, традиции коренного народа через творческое продуктивное взаимодействие. Продуктом такого урока может быть не только сочинение или изложение, а также фигурки по темам урока, любовно сделанные руками учащихся.

Наша студия «Звёздочка» принимает участие в городских и международных конкурсах, выставках. 2001 - Новороссийск - Международный проект «Оригами дерево мира». 2004 - Сеул (Корея); 2004 - США; и т.д. Мы сотрудничаем с музеями города, где представляем работы наших детей. Каждый год мы с учениками проводим акцию «Тысячекрылый журавлик», делаем журавликов и пишем пожелания: мира, любви, счастья и дарим их родителям и учителям. В канун Нового 2006 года ёлка в школе была наряжена только сделанными руками детей поделками оригами, на которых были написаны пожелания в наступающем году. Все, кто хотел, мог принять участие в украшении ёлки.

Уроки оригами - уроки добра и творчества, так говорят о занятиях оригами учителя и администрация школы. Коллектив школы всегда поддерживает все начинания оригамистов.

 

 

 

: Оригами как средство развития пространственных представлений младших школьников

:  Оригами для детей с ограниченными возможностями

(Огл. материалов Конф.)