|
Текстовые
труды IX Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 27-29 марта
|
|
||
|
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ В ШКОЛЕ № 19 Соседова В.П., г.
Улан-Уде Хочу рассказать о своей студии-оригами «Звёздочка» при
школе № Десять лет назад я пришла в школу с мечтой - научить детей
творить волшебные превращения с квадратным листом бумаги. Начала работать с
учащимися начальных классов, а затем стала заниматься с детьми 5-7 классов. Мною разработана программа по оригами для учащихся средних
и начальных классов с включением национально-регионального компонента.
Знакомимся с культурой народов Бурятии через объединённые уроки оригами с
уроками технологии, ИЗО, бурятского языка и т.д., где учащиеся выполняют творческие
работы. С первых дней моей работы с детьми я предлагаю ребятам
завести альбом и тетрадь. В тетради дети записывают и зарисовывают схемы,
базовые формы, которые научились делать. В альбоме дети наклеивают готовые
модели, а дома по памяти делают вторую работу и оформляют в виде сказочных
персонажей. Любое занятие с детьми я начинаю со схемы, даже если это
первоклассники. Я считаю, чем раньше детей учить работать со схемами, тем
быстрее они начнут их понимать. Необходимо помнить, что освоение схем и складывание
- дело трудное и неподдающееся сразу для всех. Поэтому школьникам необходима
поддержка на пути полного освоения классических поделок. Младшим школьникам порой трудно усидеть 40 минут урока,
соблюдая молчание и внимательно слушая учителя. И, конечно же, время от
времени возникает шум, так порой мешающий работе. Первое время мне было очень
трудно, но потом мне пришла замечательная идея - служба спасения «555»,
которую одобрили дети. Провожу её так: после очередного этапа работы над
моделью прошу поднять руки тех, кто уже справился и готов помочь своим
одноклассникам. Несколько минут весёлого шума, достаточно, чтобы сбросить
накопившуюся энергию. После этого дети по сигналу учителя садятся, и мы
продолжаем работу. Попробуйте! Я считаю, что этот метод приемлем в этой
работе. Иногда для придания уверенности детям, приступая к сложным
работам, мы вместе с ними проговариваем такие стихи: «Это
чудо - оригами. Сможем чудо сделать сами! Не волшебными словами, а вот этими
руками!» - смотрим на руки, приступаем к работе. Также используем в
своей работе кроссворды, а в последнее время дети сами стали их составлять. Сказать, что оригами моим ученикам нравиться, - этого мало,
не то слово! Они живут в этом мире оригами. Изделия, которые они делают,
становятся частичками этого сказочного мира. И мы вместе с ребятами
превращаем наш кабинет в оригамскую сказку. Как сделать урок оригами не просто обучением складыванию
тех или иных моделей, а ярким необычным зрелищем, который запомнится надолго?
В школе накоплен опыт работы педагогов с использованием оригами на своих
уроках. Например, вот что пишет учитель английского языка Яворская Светлана Анатольевна: «Преподавание
иностранного языка в начальных классах имеет свои особенности, связанные с
психологией младших школьников. Перед учителем иностранного языка первого
года обучения стоит цель выявить потенциальные возможности и способности,
раскрыв их у каждого ребёнка, и способствовать формированию развитой
личности. Какими средствами добиться поставленной цели? Одним из средств,
позволяющим раскрыть творческие способности детей и их познавательную
активность, является оригами. Первоначально мы используем фигурки оригами,
которые были изготовлены по нашему заказу членами кружка (учащимися 7-х
классов), это были модели животных, персонажи сказок, используемые на уроках
английского языка в качестве наглядности. Дети более эмоционально
воспринимали фигурки, выполненные в технике оригами, нежели выполненные в
иллюстрациях. Поскольку первоклассник импульсивен, нетерпелив, не может подолгу
удерживать внимание и сосредотачиваться на одном учебном действии, необходимо
часто менять виды работ и реквизиты. Поэтому на своих уроках я применяю
фигуры, выполненные в технике оригами». В рамках национально - регионального компонента в школьную
программу введено изучение бурятского языка во 2-9 классах. Предмет изучают
все дети. Не редки интегрированные уроки бурятского и оригами, где учащиеся
познают быт, традиции коренного народа через творческое продуктивное
взаимодействие. Продуктом такого урока может быть не только сочинение или
изложение, а также фигурки по темам урока, любовно сделанные руками учащихся. Наша студия «Звёздочка» принимает участие в городских и
международных конкурсах, выставках. 2001 - Новороссийск - Международный
проект «Оригами дерево мира». 2004 - Сеул (Корея); 2004 - США; и т.д. Мы
сотрудничаем с музеями города, где представляем работы наших детей. Каждый
год мы с учениками проводим акцию «Тысячекрылый журавлик», делаем журавликов
и пишем пожелания: мира, любви, счастья и дарим их родителям и учителям. В
канун Нового 2006 года ёлка в школе была наряжена только сделанными руками
детей поделками оригами, на которых были написаны пожелания в наступающем
году. Все, кто хотел, мог принять участие в украшении ёлки. Уроки оригами - уроки добра и творчества, так говорят о
занятиях оригами учителя и администрация школы. Коллектив школы всегда
поддерживает все начинания оригамистов. |
|
||
|
⇨: Оригами как
средство развития пространственных представлений младших школьников |
|
||
|
|
|
||