Программа

Методической конференции педагогов оригами

 

Место проведения:   ГОУ Центр Детского Творчества «Логос» (ЮАО г. Москвы)

           

Дата и время проведения:   5 февраля 2006 года с 1100 до 1700 часов

 

11-00 –­ 13-00

–­   Оформление выставки

13-00 – 14-30

–­   Доклады

14-30 16-00

–­   Мастер-классы

 

 

 

Заявленные темы выступлений

 

1. Ступак Е.А. (ЦДТ «Логос»). Вступительное слово. Отмечен факт, что на Конференцию уже второй год собираются педагоги из разных округов Москвы, Подмосковья, СПб., руководство Московского клуба оригами. Вполне определённая положительная динамика и по наполнению и качеству сопровождающей выставки по оригами и проводящихся мастер-классов. В тоже время наши усилия в плане оригами сегодня малоинтересны кому-либо из чиновников от образования, поэтому данная встреча проходит с неопределённым статусом. Чтобы когда-нибудь этот статус мог измениться (надеемся, в лучшую сторону), просьба к заинтересованным оформить благодарность в адрес ГОУ ЦДТ «Логос» за организацию данной встречи.

 

2. Баранова Г.В., педагог доп. образования ЦРТД и Ю «Планета» ЮЗАО.

Этикет на уроках оригами.

 

3. Шванкова Т.П., педагог доп. образования ЦСО «Савёлки», г. Зеленоград.

Подготовка методических и дидактических пособий по занятиям оригами в мультимедийной форме (с представлением подготовленного в PowerPoint мультимедийного материала).

Тамара Петровна в прошлом году закончила курсы повышения квалификации для педагогов по теме мультимедийные технологии в образовании и, в порядке опыта, решила подготовить сообщения о педагогических достоинствах оригами и особенностях его преподавания на основе известной программы PowerPoint (входит в Microsoft Office). На конференции обеспечили возможность просмотра данного материала. Зрители отметили хорошую проработанность сопроводительного текста, использование звукового и голосового сопровождения (можно было не только смотреть, но и слушать). Для первого мультимедийного опыта лучшего даже сложно себе представить. В общем, осваиваем новые технологии в преподавании. Так держать!

 

4. Торгашёва В.Н., педагог доп. образования ДТДМ «Перовские умельцы» ВАО.

Из опыта индивидуальной работы в разновозрастной группе.

У каждого ребёнка всё работает очень по-разному, поэтому каждому предлагаем свою программу. Складываем с привлечением бабушек и родителей (приветствуем и поддерживаем, когда у них есть к этому возможность). Некоторые «педагоги», наоборот, не допускают родителей к складыванию, а я считаю, и вижу каждый раз этому подтверждение, что родители какие-то вещи быстрее и лучше могут донести до своего ребёнка, чем один педагог до всего класса поочерёдно (а всем вместе никогда полностью объяснить не получается – либо кто-то отстанет, либо другие, более успевающие, начнут скучать). А что-то дети усваивают быстрее родителей и уже им начинают объяснять. Отсюда более гармоничные отношения в семье, поскольку у каждого проявляются свои уникальные достоинства (способности), не так, что взрослые во всём подряд «сильнее, лучше и умнее».

Сейчас пошло увлечение складывать сов и лебедей из треугольного модуля. Учитываем и моду. За 12 лет труда в школе пришла к тому, что стараемся культурно подогреть интерес к оригами и иными способами. Коллективные работы оригами рассматриваем как средство отработки приёмов оригами на уроках труда (сложить коврик, ёлку со звёздами (снежинками). Каждому ветерану школы подготовили и подарили кубик с фото на одной из граней. Проводим конкурсы «Мама-папа-я – оригамская семья» и т.д.

При продумывании методики проведения занятий стараемся помнить и применять теорию того же Уманского, который ввёл классификацию нескольких видов коллективного творчества детей (например, совместно-индивидуальное творчество).

 

5. Любовь Николаевна (студия «Сувенир», СВАО г. Москвы). Особенности исполь­зо­ва­ния оригами на занятиях по трудовому обучению с мальчиками (5-6 кл.).

С оригами познакомилась на курсах, проводившихся в 2000 г. в Дарвиновском музее оригами.

Нередко сталкиваюсь с непониманием пользы от занятий оригами, как со стороны родителей, так (хотя и реже) и со стороны самих учащихся. То есть сами занятия и тем и другим интересны и нравятся, но соотнести это с пользой для здоровья, настроения, успехов по другим предметам у них слабо получается. Наша встреча может внести свой посильный вклад в постепенное решение и этого вопроса.

 

Сейчас использую такие методические приёмы и организацию занятий по оригами:

Предлагаю домашние творческие задачи, в т.ч. по книге 365 моделей оригами, как одной из наиболее доступных и достаточно качественных. Иногда – и как «наказание».

Зачётные задачи предлагаю в виде ребусов и т.п. Использую соревнования: строим, к примеру, гирлянды из разных птичек – у кого получится больше (но без повторений моделей).  Проводим самолётные соревнования с предварительным рассказом об истории самолётика, рекордах, установленных в разных странах и т.п. Ещё соревнования – лягушачьи бои.

Если с собой нет учебника (тех же «365 моделей», ещё что-то из учебных материалов не принесли с собой) – сажаю на заднюю парту делать модули для объёмных коллективных работ. В следующий раз народ обычно проявляет большую собранность.

Одно из средств учёта заметного разнообразия природных способностей и кон­к­ретного учебного и творческого состояния детей в данный момент на моих занятиях – это создание из наиболее подготовленных учеников «команды спасателей». Когда много народу (20 чел.), они очень помогают отстающим (по поднятию руки). Если и спасатели почему-либо не справляются, тогда участвует и педагог.

Отксерокопировала схемы для занятий, лежат по темам в папочках. Стараюсь создавать и поддерживать на занятиях атмосферу доверия и терпения. Заинтересо­ван­ных родителей на занятиях приветствую, от их настроев на занятия также много зависит.

 

6. Садилова Л.А., педагог доп. образования ГОУ № 582 ЮЗАО.

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста в д/с 582 г. Москвы

 

Закончила курсы по оригами института открытого образования. Уже сам документированный этот факт даёт дополнительную опору и уверенность в жизни при занятиях оригами. Одно из направлений работы в нашем д/с – реабилитация.

Стараюсь не просто показывать оригами, но и рассказывать что-то интересное про птиц и зверей, цветы и т.п., модели которых собираемся сложить. Когда складываем пингвина, например, выясняем, что он с белым медведем в природных условиях встретиться вряд ли сможет, разве что в зоопарке.

И её коллеги по д/с 582:

Ирина (Y-лог)

Наталья Фёдоровна – музыкальное сопровождение, в т.ч. и занятий оригами. Оригами – это живое искусство. Проводим занятие, например, когда бабочки-оригами порхают под музыку, затем садятся на сложенные цветы и т.п. Сделали видеокассеты по этим занятиям (показывали на конференции).

Татьяна Алр. (или как) – логопед. Передо мной задача поставить звуки, научить говорить. Использую при этом, в частности, методику Точилко Галины Алр. «Образное соответствие звуков» (по цвету – гласные – красные, согласные – синий, по другим признакам: корова – Ммм…). Книги с этой методикой, например, «Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте» изд-ва «Гном» распространяют, в частности, магазины «Книголюб». Моё добавление состоит в том, что в ряд образов, используемых в этой методике, добавила и образы оригами, которые вместе складываем и используем с детьми в постановке более правильной речи.

7. Зайцева Ир. Евг., (педагог доп. образования, также занятия в 1-4 классах, г. Москва)

Из истории кусудамы

Иногда приходят ко мне дети и из более старших классов, советуются как сделать своими руками подарок учителю и т.п.

Рассказываю историю и про кусудамы. «Кусури» по-японски значит лекарственный, «дама» - шар. Считается, что кусудамы обладают лечебным воздействием.

А) потому, что в внутрь них можно положить целебные травы (аромотерапия).

Б) потому, что сама правильная гармоничная форма передаёт порядок (гармонию) человеку и способствует восстановлению его здоровья.

Имеет значение и цвет кусудамы. Считается, что красный цвет лечит воспаление, голубой (синий) цвет – когда болит горло  и т.п.

В) Сам факт того, что «мои друзья хотят, чтобы я выздоровел» поддерживает и обнадёживает захворавшего человека.

Г) и самого человека тянет складывать – «гладишь, гладишь бумажку – и настроение улучшается».

На востоке также распространены на основе кусудам различные обереги с кисточками. У нас чаще используют колокольчики. Красная кисточка привлекает любовь, жёлтая – деньги и т.п.

Особо у нас популярны крестоцветные кусудамы Ларичевой из СПб., с которой автор сообщения оказалась лично знакомой по конф. «Оригами и педагогика», проходившей в этом городе в 1997-2002 гг. Сами сложили на основе этой кусудамы ещё 7.

 

7. … (гимназия «Тарасовка», ст. Тарасовская Ярославской ж.д., Моск. обл.)

По профессии Y-лог, с оригами познакомилась 2 года назад, сначала через увлечение сына (начал заниматься со 2-го класса, сейчас – в 9-м). Стараюсь сочетать знания Y-логии и оригами, так, чтобы дети ждали и радовались нашим занятиям. Из особенностей методики отмечу, что готовые фигурки по настроению разрисовываем красками и фломастерами.

 

8. Литвинов М.М., к.т.н., предс. Московского клуба оригами.

Искусство бумажной складки.

 

9. Свиридов Р.В., директор Московского клуба оригами.

Сделал краткое сообщение в прениях.

 

10. Селезнёва Е.В., предс. Методического объединения педагогов оригами СПб.

Новости городского методического объединения педагогов оригами СПб.: подготовка олимпиады и открытого конкурса по оригами для СПб. и других заинтересованных участников. Проведение работы по отражению деятельности названного объединения в сети Интернет (совместно с автором тематической странички, известным оригамистом Алексеем Колесовым, также из СПб.).

 

 

 

 

Московская конференция