Труды классиков природосообразной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Иоганн Песталоцци

 

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ

И ИНДУСТРИИ

 

(Приводится по изданию:

Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр, ISBN 5-7155-0164-4)

 

 

Люди, занимающиеся только земледелием, с его веками установившимися и не требующими умственного напряжения видами труда, загружены неравномерно. У земледельцев, а особенно у бедных крестьян, периоды изнурительного труда сменяются периодами безделья и спячки, когда дождь, зима или ночь мешают им заниматься привычной работой. Полученное ими воспитание редко даёт им возможность заниматься какой-нибудь другой, возвышающей ум и сердце деятельностью. Обычно их дети растут заброшенными и в лучшем случае получают лишь физический уход. Даже их удовольствия обычно таковы, что затрагивают лишь чувственную сторону их природы. Каждый заработанный грош таит для них соблазн либо отправиться в трактир к вину, картам и кеглям, либо предаться бессмысленному и бесцельному накапливанию денег. В их разуме и сердце богопочитание не находит себе опоры против их слабостей и страстей.

В фабричных узлах большинство людей также заняты лишь механическим выполнением какой-либо отдельной производственной работы1. При этом способ, которым она выполняется, большей частью очень вреден для общего физического развития организма. Эти люди лишены какого бы то ни было умственного образования, ограничены ничтожно узкими рамками своих технических навыков и чужды, совершенно чужды даже самому духу мастерства и свойственным ему свободным и разумным взглядам. Так как они к тому же физически слабее простого земледельца, то обладают обычно меньшей стойкостью и в общем не способны даже на ту выносливость, которой обладает крестьянин. Их более высокий заработок лишь в ещё большей мере соблазняет их предаваться чувственным наслаждениям; как ни высоки их заработки, сбережения у них чрезвычайно редки. Фабричные люди вырастают, как и крестьяне, в условиях, ограничивающих развитие их разума и чувств; при этом они, с одной стороны, физически гораздо более истощены и надорваны, а с другой стороны, обстановка, в которой они живут, способствует тому, что при совместной работе они повседневно перенимают у других рабочих господствующие в их среде плохие и вредные привычки. Поэтому условия их жизни в общем противодействуют развитию всех лучших черт человеческой натуры; в них отсутствует всё то, на чём должны строиться основы мудрой, добродетельной и счастливой жизни. (...)

Несомненно, сейчас наступило время, когда воспитательные мероприятия, глубоко воздействующие на чувства, ум и уровень мастерства, будут сочувственно встречены всем народом. Однако условия в настоящее время таковы, что ошибки при проведении этих мероприятий, продолжающееся применение поверхностных способов, имеющих целью воздействие на ум, чувство и уровень мастерства людей, при недостаточно надёжной постановке преподавания и устроительной стороны обучения в школах окажутся гибельными, во всяком случае для глубоко испорченного и погружённого в нищету населения фабричных округов. В хозяйственном отношении этим округам можно помочь только путём такого образования молодёжи, которое обеспечит более высокий уровень развития технических умений, связанный с восстановлением нашего прежнего влияния на нравственность, бережливость и выдержку народа, в том числе и его беднейших слоёв, через церковь и школу. Вся моя жизнь, все мои опыты и усилия доказывают, что с юношеских лет я правильно оценивал состояние вещей, опасности, которые нам угрожали, и средства, в которых мы нуждались. И я был прав в том, что всю свою жизнь, всё своё внимание посвятил развитию этих взглядов; при моей слабости и крайне ограниченных материальных возможностях я даже в несчастье не прекращал изыскивать средства предотвращения опасности, грозящей отечеству в этом отношении, искать способы борьбы с соответствующими недостатками. <...>

Нам нужен народ, сила мышления которого направлена на обеспечение потребностей семьи и в этом отношении действует глубоко и сильно. Нам нужен народ, технические способности которого раскрываются во всём их объёме благодаря поощрению к развитию всех задатков, причём высокий уровень мастерства обеспечивается путём развития умственных способностей и повышается благодаря развитию нравственного сознания. Нам необходим народ, у которого пытливость и умение правильно мыслить в домашних делах хорошо развиты и при помощи напряжения и упражнения превратились в привычку. То, что средства начального образования в этом отношении в полном своём объёме оказывают положительное влияние на воспитанников, можно доказать при помощи неопровержимых наблюдений. Они основываются на полном и уверенном знании сил человеческой природы, в них заложены неодолимые силы, пробуждающие к жизни способности ребёнка к мышлению и к мастерству, и благодаря этим согретым внутренней жизнью силам повседневный труд и напряжение даются ребёнку, воспитываемому начальным способом, легко и свободно.

При этом математические и технические способности, которые развиваются благодаря применению этих средств, создают то общее основание образования для промышленности, который до сих пор безуспешно старались достигнуть средствами народного образования. Ребёнок, который умеет природосообразным путём считать, измерять и хорошо выполнять хотя бы линейный рисунок, в полной мере обладает знанием умственных основ промышленности2.

Правда, он в недостаточном совершенстве владеет внешними приёмами производственной деятельности. Но мы хорошо знаем, что если начальный способ даёт воспитанникам нашего учреждения знания, способствующие развитию внутреннего средства промышленности, то в отношении технических навыков, столь необходимых народу, он не достигает поставленных нами целей. Он требует, чтобы народное образование включало начальное развитие всех физических сил, которые необходимы для различных работ в промышленности. Он требует ряда механических средств, при помощи которых ребёнок усваивает и закрепляет различные приёмы производственной деятельности в том же единстве и в той же последовательности, в каких он усваивает и закрепляет начальные навыки счёта и рисования.

Начальная гимнастика в нашем учреждении исходит только из одного критерия — насколько те или иные движения свойственны каждому из членов человеческого тела и необходимы для его развития. Поскольку начальная гимнастика должна стать основой образования народа для промышленности3, ей следует точно и в полном объёме учесть все разнообразные виды мужского и женского промышленного труда, т. е. изучить те искусные движения рук и ног, при помощи которых осуществляется механизм каждой отдельной рабочей деятельности. Поскольку при этих работах руки и ноги производят неоднородные движения, в задачу начальной гимнастики входит расчленение различных работ на их основные составные члены.

Каждый вид производственных умений исходит из чрезвычайно простого начального приёма и требует ряда последовательных упражнений, при помощи которых ребёнок при обучении мастерству без всякого скачка переходит от легчайшего к трудному, от трудного к высшей степени овладения умением. Все эти умения исходят из простейших приёмов удара, толкания, вращения, качания, подымания, топтания и требуют последовательной системы упражнений, имеющих задачей развитие сил и технических способностей. Эти упражнения должны быть глубоко изучены системой начального образования и использованы в качестве одного из средств этого способа, поскольку в его задачи входит развитие производственных возможностей народа и создание основ промышленности.

Эти средства должны также учитывать разницу между мужским и женским промышленным трудом. Мужской труд в основном основывается на силе и проворстве движений всей руки, между тем как женский труд основан на силе и проворстве движений кисти и пальцев. В соответствии с этим при подготовке для тех отраслей промышленности, в которых применяется мужской труд и требуется развитая сила всей руки, нужно применять гимнастику также для укрепления плеча и предплечья, между тем как при подготовке к женскому труду в более лёгких отраслях промышленности требуется гимнастика кисти и пальцев. Приёмы этой гимнастики несложны: они все примыкают к системе общих гимнастических упражнений, которая ставит себе целью только развитие членов человеческого тела как таковое. Однако важно, чтобы упражнения, готовящие к женскому труду, составлялись особо и отличались от упражнений, готовящих к труду мужскому.

Важно, чтобы мужская гимнастика развивала в полном объёме силу мужчины, чтобы, не поддаваясь женской слабости, он нигде не стремился к увеличению изящества работы за счёт её основательности. Однако столь же важно, чтобы подготовка к женскому промышленному труду не представлялась грубой, требующей излишнего напряжения сил. Я убеждён, что можно разработать игры для мальчиков и девочек, благодаря которым они уже в ранние годы смогут добиться высокого совершенства в выполнении основных приёмов одновременно изучаемых видов гимнастики. Прямой задачей начального образования является разработка последовательных рядов соответствующих упражнений, причём эти упражнения должны быть тесно увязаны с начальными упражнениями в области числа и формы. Такое объединение открытых нами средств даст затем возможность создать в полной мере основу для готовящего к промышленности всеобщего начального образования в его подлинном виде. Это является единственным средством против вреда, который наносится детям при раздельном обучении их отдельным разрозненным умениям.

Начальное образование, готовящее к промышленности, делает всестороннее развитие человека задачей профессиональной подготовки. В то время как обычная подготовка к промышленной деятельности стремится дать в итоге только заработок, принося ему в жертву облагораживание человека, начальное образование для промышленности не знает иного пути к профессиональной деятельности, как через целостное развитие всех задатков нашей природы, так как лишь при этом условии может быть достигнуто облагораживание человека. Таким образом, даже и с этой точки зрения начальное образование является подлинно гуманизирующим средством промышленности.

Умственное образование влияет на физическое напряжение сил; развитие же мастерства влияет, в свою очередь, на умственное образование, а нравственно-религиозное воспитание - на развитие мастерства; влияние это таково, что каждое из них превращается в нечто совсем иное, чем бывает или может когда-либо стать при своём отдельном развитии, без связи с другими частями образования, вне системы начального образования. Мастерство, исходящее из общего средоточия всех этих способов воздействия, становится чем-то совершенно иным, нежели тогда, когда основанием ему не служит общее развитие всех человеческих задатков. И начальное образование только тогда может являться подлинным народным образованием, а не химерой, когда его влияние на промышленную деятельность народа исходит из сущности его основных положений.

Составление последовательных рядов средств обучения является нетрудной задачей. Для этого необходимо изучить наличные средства обучения мастерству с целью их упрощения и расчленения на составные члены. В более сложном виде эти средства очень высокого качества имеются уже повсюду. Будучи расчленены на свои простейшие составные части, они непосредственно примыкают к тем простым упражнениям по начальной гимнастике, которые уже нами составлены. Однако, для того чтобы разработать для каждой отрасли промышленности упражнения в таком порядке, чтобы никогда более сложное упражнение не предшествовало простому, а более трудное более лёгкому, для этого требуются опыты во всех отраслях промышленности. Их итоги, однако, не подлежат никакому сомнению. Между тем, пока опыты ещё не проведены, мы не обладаем такими последовательными рядами упражнений. Пока не будут проведены опыты, все идеальные итоги начальной подготовки людей к промышленности, которые должны сказаться на улучшении домашних условий людей и росте сил государства, останутся только мечтой. Только на основании проверки итогов опытов можно установить общие основы, на которых должно строиться начальное образование в разрезе его промышленных целей.

Чтобы этого добиться, требуется показательная школа, в которой можно проводить эти опыты. Я хочу устроить такую школу. И задача настоящей рукописи заключается в том, чтобы просить людей, которые полагают, что проверка этих идей — важное для человечества дело, верят в их осуществимость, а меня считают способным провести их в жизнь, помочь мне достигнуть поставленной конечной цели.

Я сделал всё, что мог в моём положении, а может быть, и всё, что было вообще возможно в платном заведении, чтобы обосновать идею начального образования и разработать последовательные ряды соответствующих ей средств умственного образования и обучения мастерству. Однако те узкие рамки, в которых я вынужден был проводить свои опыты, полностью убедили меня, что опыты, необходимые для осуществления подлинного профессионального обучения и для правильной подготовки к работе в промышленности, можно удовлетворительно проводить только в воспитательном учреждении для бедных. Точно так же только в таком учреждении могут быть изучены, проверены и осуществлены построенные на основе начального способа ряды упражнений для подготовки к работе в различных отраслях промышленности.

Это — большое дело. Оно является попыткой уничтожить в самом их существе те гибельные последствия, которые влечёт за собой застой в сельском хозяйстве и погоня за прибылью в промышленности, и вместо них использовать вновь оживлённые и раскрывшиеся силы нашей природы. Я не смогу достигнуть конечного осуществления этой цели; однако, если меня хотя бы немного поддержат, покажу возможность достичь её и докажу её необходимость. Уже первые опыты в этом направлении ясно покажут возможность осуществления желательных конечных итогов не только психологу, но и образованному предпринимателю в любой отрасли промышленности4. Человечество, на внутреннее облагораживание которого направлена весь замысел, при первом проявлении своих лучших направленных сил само вступится за свои права, а могучий рост этих сил, развивающихся одновременно в обстановке свободы и порядка, быстро выявит то отвратительное искажение, которое явилось следствием неправильного руководства.

Но я говорю слишком много общих фраз. Если правительство Ааргау мне в этом поможет, попытаюсь совместно с несколькими людьми, в пригодности которых для этого дела я уверен, применить принципы природосообразного развития человеческих сил в области подготовки народа и бедноты к труду в сельском хозяйстве и домашней промышленности. В этих целях я приму все меры, необходимые для глубокого и основательного изучения той последовательности, в которой следует при помощи начального способа обучать детей различным специальностям мужского и женского промышленного труда.

На закате своих дней я буду счастлив, если при помощи этого опыта мне удастся доказать, что бедняку можно помочь в материальном отношении, не заставляя его морально очерстветь, и что путём мудрого развития заложенных в нём способностей ему можно дать такое образование, которое поможет ему обеспечить себя при всех обстоятельствах. На склоне своих лет я буду счастлив хотя бы только наладить это дело: первые итоги подобного руководства дадут возможность выявить богатые задатки отдельных детей также в отношении трудовой деятельности и найти пути использовать эти силы повсеместно как в интересах отдельных людей, так и для укрепления государства. Перед смертью я буду счастлив хотя бы только начать опыт, который покажет, что имеются средства даже и у низших слоёв населения соединить высочайшую способность к трудовому заработку с высокой силой ума и сердца. Я достигну цели своей жизни и умру спокойно, если будет существовать учреждение, которое использует итоги исследований, проводившихся мною в течение всей моей жизни и имевших целью оказать помощь беднейшим, нуждающимся в ней слоям населения. Это учреждение, по моим расчётам, будет рассматривать упражнения в области начального образования в полном их объёме в качестве средства уменьшить страдания, запущенность и бедствия самого несчастного, заброшенного и пренебрегаемого класса населения, взрастить его способность во всё большей мере оказывать самому себе помощь при любых условиях и обстоятельствах, в которые он попадает, и применить этот способ в полном его объёме. Учреждение, которое мне хочется открыть и для которого я взываю к человечеству о помощи, должно быть способным:

1) изучить и устроить приёмы женской и мужской производственной гимнастики, расположить их в определённой последовательности и уяснить связь между ними;

2) в соответствии с этими последовательными рядами соотнести упражнения во всех разнообразных мужских и женских видах труда, причём каждый вид труда должен быть соотнёсён к той степени силы и мастерства, к которой начальная гимнастика смогла подготовить ребёнка;

3) приучить ребёнка к беспрестанной деятельности, которая должна служить ему опорой развития его энергии и способности к самопомощи, и подкрепить её итоги начальным умственным образованием; проводить обучение линейному рисунку, научить считать и измерять, используя в полной мере способы начального умственного образования в разделе числа и формы;

4) поскольку позволяет природа упражнений, следует постоянно соединять их с непрерывным трудом, выполнять их во время рисования, письма, счёта и заучивания наизусть;

5) упростить обучение чтению и письму до такой степени, чтобы можно было достигнуть цели с наименьшей затратой времени и сил;

6) выполнять работы, относящиеся к различным отраслям сельскохозяйст­венного и промышленного труда, но ни одну из них не выполнять столь длительное время, чтобы она могла повредить здоровью и развитию человеческого тела; наоборот, необходимо, чтобы каждая последующая работа служила средством отдыха от усталости, вызванной предшествующей;

7) приучать детей, поскольку они совершенно бедны, ко всему, при помощи чего человек может самостоятельно выбиться из нищеты; к выносливости при сельскохозяйственном и домашнем труде: обслуживанию себя во всём, что касается одежды и всего домашнего быта; к посадке необходимых для его жизни растений — садовых плодов, картофеля; к разведению овец, откорму свиней и птицы; приготовление еды и стирка должны также занимать существенное место в обучении. Детей следует с осторожностью, но добиваясь надёжных итогов, приучать переносить капризы погоды, будь то жар или холод; в этом отношении не должно делаться никаких исключений: закаливанию подлежит как самый выдающийся, так и самый неумелый воспитанник учреждения. Оно должно стать примером для бедняка, показывать, что тот должен делать, чтобы помочь в любом положении, при любых обстоятельствах. Если же в какой-нибудь отрасли работы у ребёнка проявятся выдающиеся способности, надо пустить в ход все средства, чтобы довести их в условиях физической закалки, необходимо сопровождающей бедность, до полнейшего совершенства.

В высшей степени важно иметь твёрдое и определённое представление о задатках человека в их истинном и первоначальном виде. Весьма существенно, чтобы при этом не упускать из виду, что во всех слоях человечества имеются люди, задатки которых так относятся к задаткам других людей, как могущество миллионера к силам рядового собственника, — имеется последовательная градация способностей от самого высшего до низшего уровня. Поэтому важно, чтобы нужное нам учреждение могло способствовать развитию этих задатков как в высших видах их проявления, так и на всех последовательных их ступенях. Оно должно быть приспособлено к тому, чтобы вызвать у высокоодарённого юноши, как бы глубоко ни были скрыты его выдающиеся способности за внешней темнотой, сознание собственных сил. При этом необходимо уметь направить их таким образом, чтобы в той области, в которой они проявляются, воспитанник смог бы уже рано собрать вокруг себя, притянуть к себе менее способных юношей. Становясь во главе их в роли мастера, он руководит ими, развивая их более слабые способности на пользу этим юношам5. Девушкам, которые по своим способностям к выполнению какой-либо женской работы значительно превосходят своих подруг, учреждение также должно обеспечить высокую квалификацию в специальности, чтобы, в какой бы уголок земли их судьба ни забросила, они всегда сумели собрать вокруг себя менее способных девушек из народа и стать их предводительницами и руководительницами в труде.

Таким путём, несмотря на чрезвычайное различие в природных задатках детей, учреждение всё же будет обладать мощными средствами удовлетворения потребностей всех людей. Каждый его воспитанник будет чувствовать, что из него сделали то, что из него можно было сделать. И при всём том прекрасном чувстве удовлетворения, которое учреждение сможет дать всем воспитанникам, оно тем не менее сумеет уделить должное внимание выдающимся дарованиям. Таким образом, в интересах людей, обладающих выдающимися дарованиями, и через этих людей оно будет содействовать восстановлению среднего сословия с его порядочностью и благосостоянием, благополучие которого определяло счастливые времена наших предков и восстановление которого так необходимо в наше время. Учреждение превратит существующую сейчас непрерывную погоню за деньгами, чреватую несчастьем, призрачную и стоящую вне связи с нравственностью и высшими духовными силами, в стремление к благотворной способности добиться хозяйственной самостоятельности, в стремление своим примером и умением помочь другим добиться такой же самостоятельности, а тем самым заслуженного достатка и почёта.

Надо хотя бы раз испробовать силы бедняков: ведь уже так давно все опыты проводятся только с теми, кто выделился благодаря удаче или покровительству. Надо попробовать сделать что-нибудь и для тех и через тех, кто выделяется не благодаря удаче или благоволению, а благодаря прекрасным задаткам, которыми наградил их Господь. Нужно научиться отыскивать и узнавать таких бедняков, таящихся в неизвестности. Нужно, наконец, суметь положиться на то что является хорошим по своему существу, хотя оно и не блестит,- мы слишком долго доверяли только блеску хорошего, не пытаясь выявить его силу. Нужно, наконец, попробовать дать всё то святое и высшее, что может также дать человеку воспитание в его полном и совершенном виде несчастным беднякам; нужно поднять учреждение для воспитания бедняков не над гнётом нищеты, а над заблуждениями богатства и его ореола. Нужно поднять такое учреждение, чтобы оно стало благотворным средством, способствующим хозяйственному подъёму народа. Надо заложить основы начального образования и присоединить сюда средства развития хозяйственных способностей воспитанников, чтобы такое воспитание соединяло в себе промышленное начальное образование с существом нравственного и умственного начального образования. Такой опыт не может не дать прекрасных итогов. И следует либо совсем отказаться от идеи начального образования народа, либо пытаться осуществить его в этом направлении. Совершенно несомненно, что не существует истинного законченного начального образования, кроме как достигаемого путём соединения средств промышленного обучения со средствами умственного образования и нравственного воспитания в полном их объёме. Соединение этих средств должно в конечном счёте привести к нравственному, хозяйственному и умственному развитию народа; оно, несомненно, должно привести к созданию более глубоких основ для каждой отрасли промышленности и тем самым к повышению её доходности, а также распространить свои итоги в других направлениях.

По этому пути человек должен идти к совершенству как в своей деятельности в области промышленности, так и во всех других отношениях. Промышленность, предоставленная самой себе, никогда не станет тем, чем она станет, развиваясь по этому пути, а именно — прочным итогом применённых к ней высших способностей человека. Благодаря этому смягчается и связанное с её развитием влияние взглядов, унижающих и сбивающих с толку человека. Человек становится менее зависимым от окружающих условий, разносторонние воздействия всё более пробуждают в нём самом существенные силы, всё меньше пищи в его душе находит чувство бессилия. Так помощь против хозяйственной нужды народа подготавливается путём развития способностей самих нуждающихся. Таким путём даже в самых бедных хижинах пробуждается деятельное стремление найти средства против нужды и развивается энергичная деятельность, направленная на её преодоление. И те задатки, которые Бог ради блага человечества заложил в каждом из нас, пробуждаются и в этих жалких хижинах на службу человечеству. Таким образом, даже в этих хижинах отчасти сглаживается противоречие между тем, что господь сделал для человечества, и тем, какие отношения сами люди установили между собой. Благодаря этому человечество должно стать лучше. Несомненно, в итоге это ведёт к значительному ослаблению противоестественных условий нарушения естественного хода человеческого развития, которые так отрицательно сказываются на людях.

Разумеется, эти итоги появляются не по мановению волшебной палочки. Опытная школа не может изменить мир в первый час своего появления. Но она может указать человеческому разуму средства, нужные для этого, и внушить людям любовь к ним. Таким образом, она издалека проложит себе путь к тому, к чему издавна стремились в своих благородных порывах сердце и ум человеческие. Своим предложением устроить учреждение для воспитания бедных детей я, правда, пытаюсь только пробудить в наиболее благородных и лучших людях первые зачатки возможности достижения этих великих итогов и рассеять их сомнения наблюдениями, которые не сможет опровергнуть даже враг всего хорошего. Позднее эти благородные и хорошие люди, где бы они ни находились, смогут, вдумчиво используя то немногое, что я смогу ещё сделать в этом направлении, самостоятельно искать и прокладывать дальнейший путь. Этот путь должен быть таким, чтобы он наиболее надёжным и лёгким способом привёл к достижению высоких целей в самых разнообразных условиях, в которых находится человечество. (...)

Я с удовольствием думаю о том времени, когда в каждом приходе сельской местности, окружающей мой родной город, будет такое маленькое частное учреждение. Я полагаю, что благодаря своей развитой промышленной культуре округ Цюрихского озера особенно подходит, чтобы служить в этом отношении примером. Я представляю себе время, когда в каждой общине этой местности будет иметься такое учреждение для бедных людей, какое я сейчас намерен основать. Мне кажется, что, после того как уже будет дан пример подобного учреждения и будет проверена надёжность предлагаемых основных положений и средств, осуществление подобных мероприятий во всех приходах не встретит ни малейших трудностей. (...)

Мне уже больше ничего не остаётся сказать, кроме как изложить наилучшим образом мою просьбу, с которой я решаюсь обратиться к людям, вместе со мной желающим осуществления моих конечных целей и верящим, что я ещё в состоянии сделать нечто существенное для их достижения. Люди и друзья! Я считаю это не своим личным делом, я считаю это делом всего человечества. И я знаю, что если бы я лично нуждался в вашей помощи, если бы я сказал: «Мне не хватает средств к жизни, мне необходима для этого ваша помощь», — я уверен, что тысячи людей с радостью постарались бы небольшой лептой облегчить мне последние страдания в этой жизни. Но дело обстоит иначе. Как частное лицо я не нуждаюсь ни в чьей материальной помощи. Но я всей душой привязан к своему учреждению, которое считаю важным для человечества и которое привело бы к счастью тысячи людей, сейчас нуждающихся в помощи благодетелей. Во имя этого учреждения, со слезами, которые я ради него часто в жизни проливал, прошу вас: подарите мне ту сумму, которую вы мне, если бы я лично в ней нуждался, с удовольствием дали для тех, кто в ней нуждается; разрешите мне использовать её им на пользу, вплоть до моей смерти.

Благородные, любящие люди! Вы, кто часто читал книги, в которых я описываю нужду бедняков! Благородные, любящие люди, проливавшие слёзы у смертного одра бабушки нашего Рудели и в тот момент с радостью пожертвовавшие бы небольшие суммы, чтобы уберечь благородного, переживающего горе мальчика от повторения подобных опасных обстоятельств! Добрые, благородные люди, дайте мне эту вашу скромную лепту! Я её употреблю для того, чтобы после моей и вашей смерти укрепилась любовь к беднякам, усилились средства помочь им и многие тысячи детей могли быть избавлены от обстоятельств, более или менее близких к тому, которое тронуло вас при описании моего Рудели.

Более близкие мои друзья, которым я пошлю эту рукопись ещё до её обнародования! Покажите мою просьбу, не навязывая её, некоторым благородным людям из круга ваших знакомых и сообщите мне как можно скорее об итоге. Я намереваюсь затем, как только я узнаю о том, что мой замысел получит хотя бы слабую поддержку, немедленно приступить к подготовительным мероприятиям по устроению моего учреждения. И я просил бы вас переслать поступившие к вам на моё дело средства нескольким господам, у которых здесь для меня открыт счёт. Я начну вести всё моё дело по советам и с согласия этих господ и через них буду с благодарностью отчитываться народу об использовании пожертвованных им из человеколюбия благотворительных средств.

 

 

 

Пояснения составителей (1988 г.)

О народном образовании и индустрии

Написано в 1806 г., впервые обнародовано в 1942 г.

Данное сочинение относится к ивердонскому (ифертенскому) периоду его деятельности (1805—1825), когда разрабатываемая им теория начального образования и развивающего школьного обучения получила дальнейшее развитие в вопросе подготовки молодёжи к труду. Пользуясь понятиями «индустрия» («промышленность»), он имел в виду мануфактурное производство того времени.

Песталоцци считает, что общее образование, соединённое с разносторонней трудовой подготовкой, должно составить основу профессиональной подготовки молодёжи с целью устранения губительного воздействия на человека господствующего в промышленности одностороннего труда. Это позволит повысить общую и техническую культуру труда и таким путём гуманизировать промышленность. Идеи Песталоцци о народном образовании и индустрии и гуманизации промышленности шли в общем русле разработки демократической концепции трудовой школы. Однако их утопический характер очевиден.

1. Песталоцци выступает против характерного для капиталистического производства разделения труда, оторванного от образования и оказывающего вредное воздействие на общее и физическое развитие человека.

2. Намного опережая своё время, Песталоцци высказывает догадку о том, что задача трудовой народной школы состоит в усвоении ребёнком знаний об умственных основах промышленности.

3. Под начальной гимнастикой как основой физической подготовки для промышленности имелась в виду особая система физических упражнений, при помощи которых ребёнок должен был усвоить и закрепить общие приёмы трудовой деятельности («азбука умений»); в качестве основания целостного физического развития, подкреплённого общим образованием, она должна была противостоять узкой направленности труда и в этом смысле рассматривалась Песталоцци как способность к «самопомощи». На ней основывалась предложенная им производственная гимнастика, в которой он различал мужскую и женскую разновидности соответственно особенностям мужского и женского труда. Данная сторона была особо рассмотрена в его сочинении «О физическом воспитании как основе опыта построения начальной гимнастики, содержащей особый ряд физических упражнений» (1807).

4. Песталоцци, как и все педагоги-демократы домарксова периода, не понимал, что подготовка всесторонне развитой рабочей силы и капиталистический способ производства исключают друг друга; он выражал наивную веру в то, что «образованный предприниматель» может осуществить его проект.

5. Обобщение своего многолетнего опыта работы в детских учебно-воспитательных учреждениях позволило Песталоцци поставить вопрос об использовании детского сообщества как условия воспитания и развития личности. Ещё в 1799 г. им было сделано наблюдение: «...возможно и легко одновременно вместе обучать очень большое количество детей, даже очень разного возраста и добиваться большего успеха...» (Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. М,, 1981. С. 72). Использование в опыте Песталоцци групповых видов обучения детей различных уровней умственного развития представляет несомненный интерес для современной педагогики.

 

 

 

 

Труды классиков природосообразной педагогики