Предисловие к книге

Гончар В.В., Гончар Д.Р.

«Модели многогранников»

(издания 2010 и 2015 г.)

 

Давно замечено, что усвоение зна­ний, особенно у младших школь­ни­ков, происходит легче, если опира­ется на предметную, осязаемую осно­ву — будь то разумная игра или труд (конечно, посильный, увлека­тель­ный, безопас­ный), что убедитель­но подт­вер­дили и исследования учёных.

Москва: Школьные технологии,

2015 г.

 

 

При этом вечное детское желание самоутвердиться и поскорее под­расти («я сам», «я сама») перестаёт быть помехой окружающим, пре­вращаясь в мощный двигатель обучения и самовоспитания. Неподдельная увлечённость ребёнка объясняется просто — он(а) видит посильную, до­стижимую за обозримое время (минуты, часы, по мере взросления — дни и недели) цель, которая интересна либо как игрушка, либо как воз­можность самовыражения и утверждения (например, сделанный собствен­ными руками подарок), как деятельное познание себя и мира.

Понятно и воспитательное значение посильного и увлекательного тру­да — при встрече с неизбежными трудностями ребёнок ведёт себя по отношению к ним совсем по-иному, чем обычно. Ведь в данном случае цель выбрана им самим и трудности воспринимаются не досадной поме­хой, а препятствием к самоутверждению! И если обычные, навязан­ные школой или родителями сложности нередко вызывают проявле­ния лени, а то и буйные приступы детского негодования, то сложно­сти в посильном, самостоятельно выбранном труде (игре), наоборот, заставляют собраться, лучше продумывать свои действия, проявить терпение, сосредоточенность, выносливость, изобретательность и по­стоянно совершенствовать эти качества. И, что важно, критерием ус­пешности будет не торопливая похвала спешащих по своим делам взрос­лых, а прежде всего, успешное завершение самого Дела, пусть понача­лу маленького и простого.

Поэтому народная педагогика в самых разных странах, временах и уголках мира всегда была трудовой, а не словесно-описательной. «Доб­родетель взращивается посредством дел, а не посредством болтовни», — писал Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике».

В российской, а до неё — в советской школе ручной (тем более произ­водительный) труд оказался с середины 30-х гг. во многом на обочине интересов школы. Он, по сути, был отнесён ко «второму сорту» и не слишком обязательному «предмету» изучения. Главным объяснением этому служило «ограждение детей от неумеренной эксплуатации» их труда и «необходимостью оставить больше времени для учёбы» (разумеется, «сло­весной»). А действительной, хотя и менее очевидно причиной существу­ющего отношения к труду в школе явилось то, что производительный труд выращивает самостоятельного, крепко стоящего на ногах в жизни человека. Такого, который способен и привык не только слушать, но и говорить, не только верить, но и проверять, не только внимать дей­ствиям других, но и по Закону спрашивать с них за свои поступки! Иными словами, в трудовой школе оказалось слишком много настояще­го, причём неотъемлемого, демократизма. Наиболее ярко это показал опыт коммун А.С. Макаренко.

Поэтому любой(!) производительный труд в советской школе с сере­дины 30-х годов был законодательно запрещён до 16 лет (даже когда в семье ученика оставался один родитель, да и тот занемог). И большин­ство школ бывшего СССР (в том числе российские), к сожалению, дей­ствуют по той же привычке. В нынешней школе возможное применение огромного большинства изучаемых знаний переносится на многие годы вперёд, причём вероятность применения их в жизни (подобно реакции омыления жиров) для 99% населения близка к нулю. При всей кажущейся для неспециалиста прогрессивности такого подхода в школе производи­тельность труда крестьян и рабочих в СССР, а ныне и в России, после её окончания почему-то в разы отставала и отстаёт от западной (а ныне — и от восточной). А невостребованным нашей промышленностью теорети­кам нередко остаётся мечтать преимущественно о заграничном приме­нении своих талантов.

С другой стороны, более широко трудовые и деятельностные подхо­ды к обучению распространены в нынешних развитых странах. К приме­ру, в сплошь компьютеризированной Японии обучение школьников счё­ту начинают не в тетрадке и тем более не на компьютере, а на восточ­ной разновидности счёт (соробане), изучение ботаники начинают с ухажи­вания за растениями, обучение ручному труду и основам геометрии — со знакомства с оригами в детских садах и т.д.

В научной (природосообразной) педагогике (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Дж. Дьюи, А.С. Макарен­ко, Г. Кершенштейнер и др.) учёт существенного разнообразия природ­ных способностей детей, опора на деятельность и краеугольная роль труда в обучении — азбучные истины. Но пока современная российская педа­гогика безмолвствует. А дети не могут ждать. И общество пытается вос­полнить прорехи трудового воспитания школы многочисленными пособиями для дополнительного образования, среди которых заметное мес­то занимают книги по работе с таким доступным, технологичным и де­коративным материалом, как бумага.

В данной книге авторы знакомят читателей с одним из увлекательных направлений бумажного моделирования: построением правильных, по­луправильных многогранников (своего рода азбукой пространственных тел) и некоторых звёздчатых тел на их основе. Считается, что уже со­зерцание таких многогранников способствует гармонизации внутреннего состояния человека.

Представленные модели достаточно разнообразны по сложности, тру­доёмкости, внешнему виду. По сравнению с несколько суховато изло­женной и ныне редкой книгой М. Венниджера («Модели многогранни­ков», 1974) авторы уделяют больше внимания возможностям применения многогранников в игре, украшении праздников и т.п., иными словами — зримой красоте математики. Многие выкройки многогранников улучше­ны (уменьшено число необходимых склеек), показано, как их удобно мас­штабировать. По сравнению с одноимённым изданием В.В. Гончар (1998 г.), в данную книгу добавлен ряд красивых звёздчатых тел, некоторые вы­кройки даны в различных видах. Всё это призвано облегчить и разнооб­разить изготовление многогранников и других изделий на их основе, про­будить воображение заинтересованных читателей и пригласить их к даль­нейшему деятельному творчеству.

Ваши отклики и замечания вы можете направить по адресу издатель­ства или непосредственно авторам (jorigami@ya.ru).

Успехов вам, читатель!

Дмитрий Гончар,
к. т. н.