a: Сибирская конференция «Оригами в учебном процессе»

`: Восточный календарь

Ç (Новости)

 

 

 

 

 

 

Отклик на DVD

С.Ю. и Е.Ю. Афонькиных  «Оригами от А до Я»

на основе их книги «Всё об оригами»

 

 

 

 

Весной 07 года электронное изд-во «Новый Диск» (г. Москва)

в сотрудничестве с фирмой IDEX и С.Ю. и Е.Ю. Афонькинами (СПб.) выпустило первое в России электронное издание по оригами на DVD, назвав его сразу «Оригами от А до Я».

Лет 10 назад сам факт подобного издания, наверное, уже был бы определяющим при его оценке. Теперь же, думаю, перед решением о его приобретении стоит предварительно обсудить некоторые особенности издания. Окончательное решение, разумеется, остаётся за уважаемым читателем.

 

 

 

Начнём с описаний диска, предоставленным самим производителем (ЗАО «Новый Диск»), размещённых, в частности, на www.nd.ru и страницах сотрудничающих с ним интернет-магазинов.

 

 

 

Аннотация: (малиновым цветом выделены замеченные неточности, []- выпавшие, на наш взгляд, слова).

Оригами – древнее японское искусство, которое сейчас переживает второе рождение. Складывание фигурок из бумаги улучшает память, геометрическое мышление, ловкость рук, усидчивость и внимание. Оригами – прекрасное занятие для детей и родителей, развивающее творческие способности всей семьи. В этом издании есть пошаговые схемы любой сложности – от классических фигурок для начинающих до сложных авторских моделей. Кроме того, вы найдёте здесь описания всех терминов и историю этого искусства.

Узнайте мгновения чистой радости, когда плоский лист преобразиться под вашими пальцами и станет забавной лисичкой, роскошным цветком или ни [на] что не похожей диковиной. Пространство для творчества не ограничено.

 

Особенности программы:

·                 100 пошаговых схем фигурок

·                 Удобная алфавитная система расположения информации

·                 Более 200 статей о фигурках из бумаги

·                 Лучшие авторские модели

·                 Видеоматериалы о самых интересных фигурках

·                 Уникальная фотогалерея оригами

·                 Искусство Древнего Востока для всей семьи.

 

Минимальные системные требования:

·                 MS Windows 2000/XP

·                 Процессор класса Pentium II 500 Мгц

·                 RAM – от 128 Мгб

·                 Читающий DVD-дисковод.

·                 250 свободных Мгб на жёстком диске

·                 IE 6.0, Flash-плеер 8.0, кодек DivX (есть на диске).

 

Заказ дисков:

по тел. (495) 933-07-26. Эльпочте: zakaz@nd.ru.

 

 

 

Таким образом, ни на обложке диска, ни на его аннотации (в т.ч. в сетевых магазинах) не указаны авторы. Странно как-то (оставим просто как факт).

 

Что мы увидели на самом диске:

 

Допускается установка всех материалов с DVD на жёсткий диск, т.е. для запуска «Оригами от А до Я» каждый раз устанавливать компакт-диск в дисковод не требуется. Пожалуй, это удобно.

 

Диск содержит следующие разделы:

Раздел статей на темы собственно оригами и близкие (например, о ручном изготовлении бумаги), упорядоченные по алфавиту – 117 статей.

Краткий раздел «Приёмы» из пяти пунктов-статей об используемых обозначениях и чуть-чуть о приёмах складывания.

Раздел «Галерея», состоящий из 4-х пунктов с названиями «Страница № 1», «Страница № 2», «Страница № 3» и «Страница № 4»…

Разделы «Помощь» и «О диске», соответственно содержат краткие технические сведения для пользователя («если что не так установилось и что делать») и общие сведения о производителе.

Раздел «Видео» содержит съёмку складывания 10 моделей оригами в исполнении С.Ю., либо Е.Ю.Афонькиной, а именно, моделей «Оригамский поцелуй», «Крыса», «Треугольная коробка», «Кошка», «Скотч-терьер», «Велоцераптер», «Попугай», «Слон», «Бабочка», «Лебедь».

Раздел «Закладки» изначально пуст и может пополняться пользователем ссылками на статьи диска в удобном ему порядке.

 

 

 

Раздел статей на темы собственно оригами и близкие (например, о ручном изготовлении бумаги), упорядоченные по алфавиту – 117 статей. По содержанию они взяты (как и указано в эльвиде на диске, но, опять же, не в аннотации к нему на обложке и в магазинах) из книги С.Ю. и Е.Ю. Афонькиных  «Всё об оригами» в изд-ве «Кристалл» в СПб.

Указанная книга, в свою очередь, является более компактным (по формату), но практически стереотипным (по содержанию) изданием книги «Энциклопедия оригами» (Кристалл (СПб.)-Оникс (Москва), 2000 г.). Для нас это пояснение важно в том смысле, что все или почти все ссылки и адреса, указанные в данных книгах относятся к периоду до 2000 г. (с учётом длительности собственно издания). Были ли внесены соответствующие поправки для DVD-диска?

Судите сами: даже устаревший электронный адрес авторов книги «Всё об оригами» (sergei@origami.nit.spb.su) скопирован из этой книги без изменений (заметка «Центры оригами»). Замечу, что более свежий эльадрес авторов указан на том же диске в разделе «О диске», т.е. авторы и издатели не потрудились даже вычитать то, что быстренько настрогали.

Из остальных клубов и центров оригами России на диске с названием «Оригами от А до Я» удостоились упоминания лишь Московский клуб оригами (МКО, создан в 1989 г.) и Омский центр оригами (ОмЦО), адреса сетевых страниц которых «скромно» опущены (возможно потому, что у выставленного на первое место Петербургского центра оригами подобной страницы нет и, похоже, не предвидится). Столь же «свежи» уже года 4 адрес, телефон и эльпочта Московского клуба оригами. Иные какие-либо упоминания о заслугах и истории  МКО (издание книг, проведение крупных выставок оригами, создание посещаемого сетевого ресурса и т.д.) и ОмЦО (проведение 10 Сибирских конференций «Оригами в учебном процессе», ряда очных и заочных Всероссийских олимпиад по оригами и др.) просто отсутствуют.

В статье «Отечественная литература» (по оригами) из перечисленных 48 книг и брошюр (из них 18 - Афонькиных) самая свежая книга, соответственно, датируется 1999 г. За прошедшее после этого время число наименований изданных книг, к примеру, Т.Б.Сержантовой, не считая переизданий, увеличилось в 8 раз (в сравнении с указанными в упомянутой статье), а число книг Афонькиных, насколько помню, – на 2 (две) штуки, собранных из преимущественно уже ранее обнародованных изданий...

В статье «Журналы» неверно указана как дата завершения выхода российского журнала «Оригами» (авторы закопали его «живьём» на год раньше), так и перечень его главных редакторов (упомянут в этом качестве только сам С.Ю. Афонькин). Хотя, возможно, в этом есть некоторая правда жизни – остальные гл. реды, на мой взгляд, соответствовали этому высокому и ответственному званию меньше, чем сам Сергей Юрьевич.

Представляется, что «Оригами от А до Я» сложно назвать полноценной электронной копией книги «Всё об оригами».

Так, в книге в соответствующей статье приведены 13 иллюстраций обложек журналов по оригами из различных стран мира. В статье «Журналы» на диске – только одна.

Подобное же несоответствие - в статье «Центры оригами». В книге приведены 15 эмблем центров, клубов и объединений оригами. На диске в данной статье – одна. В книге список эмблем логично начинается с эмблемы NOA (Nippon Origami Association) из Японии. А в статье на диске – единственная эмблема принадлежит Израильскому обществу искусства оригами. Каков критерий отбора?

При дальнейшем знакомстве с разделом «Галерея» «пропажи», однако, обнаружились. Это было сделать не так легко, поскольку оглавление в разделе «Галерея» скромно состоит из следующих 4-х пунктов: «Страница № 1», «Страница № 2», «Страница № 3» и «Страница № 4».

В каждом пункте расположено 19 рядов по 3 в каждом (19*3 = 57) фото небольшого размера без подписей. Каждое маленькое фото имеет гиперссылку на себя же большего размера уже с подписью. Скажем, обложки остальных журналов «Оригами» (из представленных в книге, но не в соответствующей статье на диске) я нашёл как в конце «Страницы № 1», так и в начале «Страницы № 2». Эмблемы иных обществ оригами, опущенные в электронной статье, оказались среди фото «Страницы № 4»...

Но почему столь разные фото не разделить хотя бы по видам, например,

·        фото собственно моделей оригами, м.б. с дополнительной разбивкой по темам (птицы-звери, цветы, насекомые, корабли-самолёты, машины, письма и конверты, панно и т.д.). Таких фото на диске оказалось примерно 80 (не считая изображённых на обложках книг и журналов)

·        фото известных мастеров оригами (Акира Йошизава, авторы (само собой) и все др.)

·        фото иных известных людей, деятельность которых, оказывается, связана с оригами (Фридрих Фрёбель, Лёв Толстой, Николай II, Станиславский)...

·        Обложки, книг и брошюр по оригами.

·        Обложки периодических изданий (журналов, бюллетеней, газет) и эмблемы обществ, клубов, центров оригами.

·        Другое (японская гравюра, иные направления японской культуры рукоделия, оформление праздников, витрин, интерьеров)...

Разве на это надо было много времени? Зачем же заставлять читателя просматривать малоупорядоченную кучу из более чем 200 фото?

Почему столько несоответствий в подписях к этим фото? Вот фото № 35 – обложка брошюры «Банк оригами», выпущенной в 1995 г. (ещё до начала выпуска журнала), названа журналом «Оригами». Тоже относится к книге «Оригами и педагогика» (№ 154) с материалами I Всероссийской конф. по оригами в СПб. Уверен, что проводившие эту конференцию С.Ю. и Е.Ю. Афонькины ну никак не могли спутать её материалы с журналом. Значит, даже не просмотрели содержимое диска перед запуском его в производство... Не указаны авторы модели «Белого медвежонка» А.Бассаур (фото 72) и композиции на фото № 107 (видимо, Ю.В. и Е.Р. Шумаковы). С фото № 108 (номера, так значимого для буддистов) по 110-й, в подписях в слове «посвящённой» неизвестные отгрызли букву «й», в подписях к фото №№ 125-131 «мизухики» почему-то упорно именуют «мазухиками» (в самой статье «Мизухики» опечатки нет).

Что уж говорить о том, чтобы привести обложку не одного-трёх номеров российского журнала «Оригами», а всех 30. Может быть и с оглавлениями, тем более, что всё это уже 4 года имеется в открытом доступе в сети (на http://jorigami.narod.ru). А по хорошему, привести ещё обложки, оглавления и перечни опубликованных моделей хотя бы по упомянутым на диске авторским изданиям? А если эта дополнительная работа (читай, без дополнительной оплаты) кажется слишком большой или несвоевременной, м.б. стоило выбрать и более скромное название для всего диска. Скажем «Введение в оригами» или «Азбука юного оригамиста»?

 

 

 

Есть вопросы и по художественному оформлению диска. Как и всё художественное они, конечно, носят оттенок личного восприятия. Это личное восприятие в данном случае отказывается верить, что изображённая в кимоно дама – утончённая любительница искусства из Японии или, скажем, Китая. О вкусах, конечно, не спорят, но что-то мне подсказывает, что с экспертами-востоковедами и/или просто с иными художниками  данное произведение искусства не обсуждалось...

 

 

О том, что во всех текстах диска опущена буква «ё», чего хотя бы в изданиях для детей ответственные организации стараются избегать, говорить уже, похоже, излишне. Излишне, видимо, и подробно перечислять иные неточности, в том числе перекочевавшие неисправленными из самого текста исходной книги (скажем, невесть откуда взявшаяся цифра «5» в третьем абзаце статьи «Правила Кавасаки»).

Впрочем, здесь и ранее мы постоянно переходим к вопросу этических и иных прав и обязанностей участия читателей, авторов и издателей в кооперации разного рода. Остаётся только сказать, что «в наше трудное время» ответ на этот вопрос не однозначен. «Что Бог ни делает – всё к лучшему!» и, видимо, в издании подобного диска сегодня и именно в том виде, как получилось, есть своя правда и своя польза.

 

Краткий раздел «Приёмы» из пяти пунктов-статей об используемых обозначениях и чуть-чуть о приёмах складывания. Итого, если сложить 117 и 5, у нас получится 122 статьи по заявленной теме (вместо заявленных на обложке 200 с лишним). Надо сказать, что здесь издатели из «Нового диска» не проявили оригинальность. В тех же «365 моделях оригами» самих моделей фактически вдвое меньше, а в «366 моделях оригами» их количество сокращено ещё на полсотни. Но книжку-то легко можно открыть и проверить («Если на клетке слона написано слово «Буйвол», не верь глазам своим...»), а с диском это как-то сложнее получается... Впрочем, при том количестве неточностей, которые допущены при подготовке рассматриваемого диска, легко представить, что разработчики из IDEX попросту перепутали число представленных на диске фото (их действительно чуть более 200) с числом статей об оригами, но, как и в других случаях, не стали утруждаться самопроверкой.

 

Разделы «Помощь» и «О диске», соответственно содержат краткие технические сведения для пользователя («если что не так установилось и что делать») и общие сведения о производителе. Собственно разработку, оказывается, выполнила кампания «IDEX CT» из славного города N с телефонным кодом 4732 (см. www.idex.ru), соотв. г. Воронежу. А «Новый Диск» (www.nd.ru) это произведение издал, не особо проверяя качество сделанной работы...

 

Раздел «Видео» содержит съёмку складывания 10 моделей оригами в исполнении С.Ю., либо Е.Ю.Афонькиной, а именно, моделей

«Оригамский поцелуй» (Корейский театр), «Крыса» (Э.Корри),

«Треугольная коробка» (Томоко Фузе), «Кошка» (Тоши Токахама),

«Скотч-терьер» (Яшихиро Сано),  «Велоцераптер» (Е.Афонькина),

«Попугай» (С.Афонькин), «Слон» (Поль Джонсон),

«Бабочка» (Йошио Цуда), «Лебедь» (Тойоки Каваи).

Пожалуй, к этому разделу вопросов меньше всего. Авторы, возможно, учли свой предыдущий опыт съёмки складывания оригами для видеокассеты «Зоопарк из бумаги. Origami» (СПб, Интеракт, 1997), когда,  «для пущей убедительности» то же количество, но иных моделей перед камерой складывали парой, в четыре руки, – преподаватель и ученик (-ца). Курьёз состоял в том, что если маленький мальчик исправно выполнил в паре роль хорошего ученика и, складывая, думал больше о складывании, то девочка прямо-таки изъёрзалась перед камерой, представляя, видимо, насколько она становится «крутой и знаменитой» в процессе этих съёмок… 

Заметим, что в подготовленном около 10 лет назад под эгидой МИД Японии известном видеопроспекте по оригами [где съёмка складывания 20 моделей оригами сгруппирована блоками по 4 модели, а между ними вплетаются краткие сюжеты о ручном изготовлении бумаги, связанных с бумагой культурных обычаях японцев (ленты Гохеи, храмовые церемонии синтоистов...), посещении музея оригами, как играют в готовые оригами японские школьники и др.] при складывании показывались  только руки исполнителя, но ни его лицо, одежда и пр. Как говорится, чего больше любим – искусство в себе или себя в искусстве? Наверное, всё же самый правильный ответ – найти золотую середину и, пожалуй, С.Ю. и Е.Ю.Афонькины в красивых расшитых цветами кимоно заметно к этой золотой середине приблизились.

Другой вопрос – почему только 10 моделей? Не хватило места? Но вся запись на DVD (включая статьи, схемы, видео и пр.) заняла около 1,3 Гб (из 4,7 Гб общего пространства диска), т.е. менее 30% его объёма. Почему, к примеру, не дополнить диск уже имеющимися в сети схемами наиболее известных классических работ оригами, фото готовых моделей из многочисленных сетевых галерей оригами (с соответствующими ссылками, конечно)?

Значит, вопрос был скорее во времени и силах, которые авторы и издатели готовы были уделить для диска с названием «Оригами от А до Я». С другой стороны, сил и времени всегда на что-то не хватает. Так что поблагодарим участников выпуска этого диска за всё хорошее, что они сделали, ну а целесообразность его приобретения каждый определит для себя сам.

Всего доброго!                                                                                                               Д.Г.

 

 

 

a: Сибирская конференция «Оригами в учебном процессе»

`: Восточный календарь

Ç (Новости)

 

 

 

(для отображения элементов управления просмотром (¬ и ®)  нажмите F11 в Вашем Internet Explorer)

 

к перечню CD DVD по оригами