Оригами № 2/3(30/31) 2002

 

 

 

 

Священный долг самураев - превыше всего

 

 

Триста лет назад, в 1702 году, столицу Японии Эдо (современный Токио) по­трясло необычное событие - в четыре часа утра дом высокопоставленного пра­вительственного чиновника, церемониймейстера при дворе сегуна (военного правителя Японии), подвергся нападению.

Это событие было как гром среди ясного неба. За сто лет правления династии Токугава Япония привыкла к мирному и законопослушному существованию. А потому покушение, завершившееся смертью (в стенах собственного дома) чи­новника столь высокого ранга, было воспринято в обществе как нечто из ряда вон выходящее, хотя и не вполне неожиданное. В Эдо хорошо было известно, что послужило его причиной.

За два года до этого тридцатипятилетний Асано Такуми-но ками Наганори на­пал с мечом на престарелого Кира Кодзукэ-но сукэ Ёсинака - главу знатного ари­стократического рода и церемониймейстера при дворе сегуна и ранил его. Об­нажать меч во дворце было строжайше запрещено, никакие объяснения во внимание не принимались. Преступление Асано, но нормам того времени, было тяжким. Поэтому наказание распространялось на весь его клан: владения Асано были конфискованы, а все самураи, служившие ему, лишались источника суще­ствования и превращались в ронинов - вассалов без хозяина. Асано было назна­чено сэппуку (харакири). Вечером того же дня ритуал был совершён.

Что послужило причиной нападения Асано, на престарелого чиновника, пол­ной ясности нет. Существуют различные точки зрения. Доминирующая и наиболее распространённая версия описывает события таким образом.

Каждый год сёгунское правительство (бакуфу) в первом месяце нового года посылало представителей военного правителя в Киото ко двору императора для принесения поздравлений с началом Нового года. Ответный визит к сегуну осу­ществлялся в третьем месяце. Для правительства это была церемония чрезвы­чайной важности, и даймё (крупные феодалы), назначаемые для приёма импера­торских послов, тщательно инструктировались во избежание малейшей оплошности. Для приёма послов императора был назначен Асано Наганори.

По установившейся традиции каждый даймё, когда наступала его очередь ру­ководить приёмом послов, получал от Кира Ёсинака наставления о порядке цере­мониала. В благодарность за урок даймё обычно преподносили Кира подарки. Однако Асано не пожелал угождать Кира и никаких подношений не сделал. Ёси­нака был человеком весьма алчным, и все, кто к нему обращались с просьбой о наставлениях, заранее об этом знали. Но Асано считал сложившийся обычай от­вратительным. Вероятно, именно поэтому никаких наставлений Асано не полу­чил, Кира демонстративно не уделил ему никакого внимания. Конечно же, прини­мая послов, Асано допустил немало ошибок, и это мучило его. В роковой день Кира отозвался о подготовленности Асано в самых уничижительных и оскорби­тельных выражениях, утверждая, что Асано способен лишь обидеть императорс­ких послов - настолько он груб и неотёсан. Всё это до крайности раздражало Аса­но, и, он был не в силах сдержать гнев. Именно эта версия о причинах нападения Асано получила наибольшее распространение.

Незадолго до начала церемонии встречи послов, когда Кира Ёсинака шёл по Сосновому коридору дворца, вдруг за его спиной появился Асано Наганори и с возгласом: "Помнишь ли ты про мою ненависть к тебе за давешнее?!" - ударил его мечом. Удар пришёлся по лбу, но оказался не смертельным: Кира был лишь легко ранен, пустился бежать, и, хотя Асано ещё дважды ударил его мечом (оба удара пришлись в правое плечо Кира), все раны оказались незначительными. Однако сам Асано был уверен, что убил Кира.

Сразу после этого из столичного особняка Асано были отправлены экстрен­ные послы в замок Ако. По их прибытии было собрано совещание вассалов во главе с Оиси Кураносукэ Ёсио - каро (главным управляющим замка). Мнения со­бравшихся разделились. Одни предлагали принять жребий судьбы и разойтись в поисках нового пристанища, другие настаивали на немедленном самоубийстве вслед за господином, третьи предлагали выждать и найти удобный момент для того, чтобы отомстить обидчику их господина. Среди последних был и Оиси Ку­раносукэ, возглавивший союз мстителей, союз сорока семи ронинов. Желавшие отомстить находились в сложном положении. Всем, в том числе и Кира Ёсинака и чиновникам бакуфу, было ясно, что ронины клана Ако попытаются отомстить. Поэтому за ними велось постоянное наблюдение. По приказу Оиси члены союза мстителей рассредоточились по разным местам, друг с другом напрямую не об­щались, но все поддерживали связь с Оиси.

После того, как усиленная охрана особняка Кира была снята, ронины тайно перебрались в Эдо, где расселились в разных домах, но все неподалёку от дома Кира. Под вымышленными именами каждый открыл своё дело. Всё это было при­крытием: единственной целью вассалов Ако было выяснение путей пере­движений Кира по городу, порядка жизни его особняка и прочего. На это у заго­ворщиков ушёл год и девять месяцев. Самураям удалось узнать, что в последнем месяце года Кира намеревается устроить у себя большую чайную церемонию. Дата постоянно менялась, наконец, выяснилось, что церемония назначена на 14 число 12-го месяца. Это означало, что ночью Кира будет в своём особняке. На­падение было решено осуществить в ту же ночь. Нельзя сказать, что власти Эдо ничего не подозревали. Сведения о приготовлениях доходили до них неоднок­ратно. Однако никаких мер принято не было. Вполне вероятно, что власти симпа­тизировали преданным вассалам. Такое попущение может быть понято однознач­но: все в столице понимали, что месть за господина - священный долг (гири) его вассалов. А гири в самурайской этике ставился превыше всего.

Итак, время нападения на замок Кира было назначено. Разделившись на два отряда, вассалы двинулись к главным и задним воротам особняка. Добраться к дому Кира, не привлекая к себе внимания, было не просто. Толпа воинов в пол­ном боевом вооружении на улицах столицы - явление почти невозможное. Но выход был найден. Необходимые для штурма крюки, лестницы из цепей, веревки - были атрибутами пожарных, единственных, кому в начале XVIII века можно было передвигаться по Эдо при полном вооружении - в кольчугах, шлемах и прочем. Поэтому именно их форму с характерным горным узором ямамити выбрали ронины.

По сигналу штурм особняка начали одновременно с двух сторон. Было четыре часа утра. В доме почти все спали. Сопротивление охраны заговорщики подави­ли относительно быстро. Нападавшие рассыпались по комнатам в поисках пра­вительственного чиновника. Его нигде не было. Наконец, Кира был обнаружен в кладовке для угля. Лицо его было густо покрыто угольной пылью, но опознать его удалось по шрамам, оставшимся от ударов меча Асано Наганори. Тем же мечом ему и отрубили голову. Месть, таким образом, осуществилась. Единственная цель была достигнута. Среди нападавших потерь не было, ранения получили только пятеро, а со стороны Кира шестнадцать человек убито и двадцать ранено.

Сражение продолжалось около двух часов. Шум в особняке Кира был услы­шан соседями. Они выяснили причину шума, но вмешиваться они не стали - очень многие в Эдо сочувствовали бывшим вассалам клана Ако.

Оиси отрядил двух самураев, чтобы они доложили о случивщемся главному полицейскому столицы. Остальные отправились в монастырь Сэнгакудзи в мест­ности Таканава, где находилась могила их господина. Совершив молитву, у моги­лы Асано, вассалы водрузили перед ней отрубленную голову его обидчика. На­стоятель монастыря известил об этом вышестоящее начальство. Ронины были взяты под стражу, и их дело стало предметом разбирательства в правительстве. Разбирательство длилось почти полтора месяца. Оценка действий ронинов и в обществе, и даже в правительстве была далеко не однозначной.

Общественное мнение было целиком на их стороне. В народе их стали име­новать гиси - "преданные вассалы". У них были сторонники и в правительстве, среди именитых учёных и государственных деятелей того времени. Нападение на правительственного чиновника в своей основе имели преданность господину, идею вассального долга гири - краеугольного камня конфуцианства, а это эти­ческое учение было государственной идеологией Японии периода Токугава. Наи­более ярые сторонники сорока семи ронинов требовали их амнистии.

Совершенно противоположный взгляд на событие основывался на букве закона. При подготовке покушения "преданные вассалы" создали нечто вроде тайной партии, а это по законам Токугава было строжайше запрещено и каралось смертной казнью. Было совершено тяжкое преступление - вооружён­ный мятеж с предварительным сговором. Сторонники сурового наказания рони­нов осуждали и поведение "преданных вассалов" до и после покушения. По их мнению, если бы вассалы Ако совершили самоубийство сразу после штурма, это было бы достойно. Но больше месяца смиренно ожидать решения своей судьбы, как это они сделали, надеясь, что под влиянием общественного мнения им удас­тся сохранить жизнь, - позорно, такое поведение недостойно самурая. Упрекали вассалов и за то, что они не осуществили акт отмщения сразу после гибели Аса-но. Почти два года ушло на подготовку плана мести, а ведь за это время преста­релый Кира Ёсинака мог умереть своей смертью. Месть, таким образом, могла не состояться.

Правительство после изучения всех "за" и "против" вынесло компромиссное решение. Всем вассалам, во главе с Оиси предписывалось совершить сэппуку - почётную для самурая смерть. Людей их ранга (достаточно невысокого) должны были казнить через отсечение головы.

Сэппуку избежал только один ронин - Тэрадзака Китиэмон, исчезнувший сра­зу после штурма особняка. По одной из версий, Оиси отправил его в Хиросима к младшему брату их господина Наганори. Возможно, Оиси, поступив так, надеял­ся сохранить жизнь хотя бы одному свидетелю - непосредственному участнику событий.

Случай с Ако и история мести сорока семи ронинов наделала так много шума в японском обществе, что театр Кабуки не мог оставаться в стороне. Отклик те­атра был мгновенным. Уже через десять дней после того, как "преданные васса­лы" совершили сэппуку, на сцене столичного театра Накамурадза была постав­лена пьеса "Атака братьев Сога на исходе ночи". Представление прошло всего два раза, на третий день спектакль был запрещён. Однако интерес к теме не угас. Эта история надолго стала излюбленной темой в литературе, театре и изобрази­тельном искусстве. И в наши дни, в канун Нового года (приблизительно тогда же, когда вассалы отомстили Кира) "Сказания о преданных вассалах" становятся сво­его рода лейтмотивом культурной жизни Японии. Им посвящаются выставки, теле- и радиопередачи, представления театра Кабуки и кинофильмы.

Серия гравюр "Жизнеописания преданных и верных вассалов", создана изве­стным мастером, основоположником "воинского" жанра в гравюре Итиюсаем Куниёси (1797-1861). Каждый лист серии - это органичное соединение изобра­жения и текста, что обычно для гравюры укиёэ. Жанр "портретов-биографий" при­зван был закрепить в сознании японцев нормы социального поведения, нормы морали. Однако особенность серии в том, что текст преобладает в листах над изображением - как на смысловом, так и на композиционном уровне. Тексты, написанные Иппицуаном, посвящены изображенному на гравюре вассалу. Не столько его биографии, сколько условное описание героя, обычно с оттенком восхваления. Тексты преследуют единственную цель - создать идеальный образ самурая, для которого гири (священный долг) превыше всего.

Материал подготовлен по книге М. Успенского

"Самураи восточной столицы",

Калининград Янтарный сказ, 1997 г.

 

 

 

: Культура и традиции  

:  Складывание по телефону

(Оглавление № 30)