Оригами № 2(28) 2001

 

 

 

Обучение детей 3 - 5 лет бумагопластике

(Садилова Любовь Александровна,

воспитатель логопедической группы ДОУ№ 582, Москвы)

 

 

С первых же дней пребывания в лого­педической группе детского сада дети уже ясно понимают, что попали в другие условия жизни. Для них самих, их роди­телей позади консультация старшего ло­гопеда поликлиники, психоневролога, отоларинголога, терапевта и, как заключение - диагноз ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) или ОНР (общее недо­развитие речи). И как следствие всего этого - ребёнку затруднительно обучить­ся говорить правильно без помощи специалистов-логопедов, под вопрос стано­вится посещение в дальнейшем обыкновенной школы, трудности в общении со сверстниками, изучение иностранного языка...

Садилова Л.А.

 

 

Робкие и раздражительные, эмоциональные и тихие дети, попавшие в детс­кий сад (многие - первый раз в жизни), т. е. оторванные на 10 - 12 часов каждый день от родителей и дома, они на протяжении 2 лет будут ходить в логопедичес­кую группу детского сада, где каждый день (не считая выходных) специалисты-логопеды будут осуществлять работу по обучению детей правильной речи, и под­готовке их к школе. Большая ответственность возлагается и на плечи родителей, которым почти каждый день придётся заниматься с ребёнком, помогая ему зак­реплять материал, данный логопедом.

Когда встречаешься с новыми детьми, то всегда чувствуешь на себе присталь­ные, изучающие взгляды: чаще недоверчивые, но бывают и сердитые. Как важно в этот момент дать почувствовать ребёнку, что ты его друг, что ты его любишь, потому что именно логопед и воспитатели будут с утра до вечера на протяжении 2 лет помогать ему овладевать правильной речью и готовить малыша к школьно­му обучению.

И вот тут-то на помощь мне приходит оригами. Не перечислить всех досто­инств оригами как природосообразного средства поддержки естественного раз­вития ребёнка. Одним из главных таких достоинств оригами является то, что оно укрепляет у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит тренировка глазомера. Связь мелкой моторики и речевой функции сравнитель­но недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина). Они установили определённое соответствие развитости движений пальцев развитию речи. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Первое знакомство детей с оригами у меня происходит очень просто: я са­жусь за детский стол и раскладываю перед собой разноцветные листки бумаги 12x12 см., затем начинаю складывать из них кораблики, лебедей, уточек, зайцев, лягушек и т. п. Дети по своей натуре очень любознательны, и моя деятельность никогда не остаётся незамеченной (это проверено на протяжении многих лет ра­боты).

«А что вы делаете? А это кто?» - спрашивают дети. А когда я отвечаю, что зани­маюсь «волшебством», вокруг меня оказываются все 12 детей (списочный состав логопедической группы). Мы вместе рассматриваем листочек бумаги. Как пра­вило, я подбираю бумагу основных цветов: красный, зелёный, жёлтый (даже этот момент можно использовать в обучающих целях, т. е. повторить и закрепить на­звания основных цветов).

Из опыта работы знаю, что для первого знакомства лучше всего делать иг­рушки, которые могут двигаться, например «лягушку». Сначала мы с детьми уточ­няем, что листочек, из которого я буду делать лягушку, нужно взять зелёного или коричневого цвета квадратной формы. Начинаю складывать, попутно объясняя, что бумага - материал волшебный, но очень непрочный: легко мнётся и рвётся, поэтому работать с ним надо очень аккуратно. Продолжаю складывать «лягушку» и в процессе работы объясняю, где у лягушки голова, где лапки, что она умеет делать (квакать, прыгать, плавать), заодно рассказываю, какую пользу приносит лягушка, направляю внимание детей на бережное отношение к ней. Завязывает­ся простой, непритязательный диалог между мной и детьми. Как дорог мне этот момент, дорог потому, что начинает создаваться детский коллектив! Детей объе­диняет общий интерес, желание поделиться своими знаниями и впечатлениями. И вот уже вспомнили, что лягушки живут в болоте (заодно попрыгали как лягушки и «поквакали»), а ещё вспомнили русскую народную сказку «Царевна-лягушка», коротко поговорили о её содержании. Тем временем изготовление «лягушки» подходит к концу. Мы все вместе рассматриваем получившуюся «лягушку». Де­лаю на спинке «лягушки» складку и к великой радости детей «лягушка» прыгает по столу. Тут же дарю её кому-нибудь из детей. «А мне? А мне?» раздаётся тут же. Делаю ещё несколько «прыгающих лягушек». Опять дарю детям. «А что вы ещё умеете делать?» - раздаётся вопрос. Коротко отвечаю «Многое умею!» И начи­наю складывать кораблики, уточек, лебедей и тут же раздаю детям фигурки из бумаги. В группе возникает очень интересная игровая атмосфера: кто гудит, как пароход, кто крякает, как уточка, кто прыгает и квакает, как лягушка и т. д. Когда за детьми приходят родители, то малыши с радостью несут свои подарки и рас­сказывают родителям, кого им подарили. А ещё звучит очень важный для меня вопрос: «А вы нас завтра научите так же делать?»

Заниматься с детьми складыванием из бумаги лучше всего в свободное от за­нятий время, используя минуты, когда трудно гулять из-за плохой погоды или ве­чером из-за темноты. Мне очень понравилась книга Т. И. Тарабариной «Оригами и развитие ребёнка», в которой удачно сочетается не только методика складывания бумаги методами оригами, но и предложено много игровых ситуаций, кото­рые повышают интерес детей к процессу складывания. Неоднократно в своей работе я обращалась и к книгам С. Ю. Афонькина (особенно «Игры и фокусы с бумагой», «Игрушки из бумаги») и И. А. Коротеева «Оригами для малышей».

Оригами обладает удивительной способностью объединять людей - в Японии это издревле вылилось в ставший народным обычай дарить друг другу бумажные фигурки с пожеланиями здоровья и счастья. Такой обычай как-то сам собой обыч­но возникает и у нас.

Дети очень бережно относятся к выполненным работам, очень дорожат ими. Но, научившись делать поделки из бумаги, они охотно делятся своими работами с окружающими. Очень приятно слышать, когда ребёнок говорит, что этого лебедя он подарит маме или сестрёнке.

Маленькой неуклюжей фигурке, сделанной одним ребёнком, почти всегда бывает одиноко. Не у всех детей дошкольного возраста достаточно умений, жиз­ненного опыта и фантазии, чтобы создать-сложить сюжет по своим фигуркам. Поэтому лучше объединять отдельные фигурки в коллективные работы, объеди­нённые одним общим сюжетом, так как зрелищно такие работы значительно вы­игрывают.

Обучив ребёнка начальным приёмам складывания из бумаги, мне не раз при­ходилось наблюдать, как и родители с увлечением начинали присоединяться к своим детям в изготовлении поделок из бумаги. Это всегда меня очень радова­ло, потому что творчество объединяет не только детей, но и семьи: маму и дочку, папу и сына, всю семью вместе. А для этого у них у всех (дети + родители) должно быть общее дело.

Так появилась наша выставка работ, где принимали участие дети вместе с ро­дителями. Детские работы, выполненные на занятиях по оригами с помощью ап­пликации, объединялись родителями в сюжетные картины. Названия для этих картин придумывали сами дети. Так появились «Лебединое озеро», «Волшебное болото», «Пингвины в Антарктиде», «Белогривые лошадки»... Эта небольшая вы­ставка стала дипломантом окружного конкурса детских работ.

Персонажи оригами нередко «оживают» и помогают детям и на других, напри­мер, музыкальных занятиях. Шапочки, застёжки костюмов, выполненные при по­мощи оригами, органично вписываются в мир инсценировки и танца.

Как быстро летит время! Как незаметно взрослеют наши дети. Позади два года пребывания в логопедической группе ДОУ 582. Многое будет знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Так пусть и в школе волшебное искусство оригами продолжает делать своё доброе дело: помогает проявиться и окрепнуть тем богатым творческим способностям детей, которыми одарила их природа.

 

 

 

: ||

||:

(Оглавление № 28)