Оригами № 5(25) 2000

 

 

 

 

Камакура

Япония - страна традиционно сельскохозяйственная. Веками она жила натуральным хозяйством, обеспечивая себя всем необходимым не поддерживая торговые контакты с соседними государствами. Неудивительно, что в культуре Японии сложилось немало ритуалов и праздников, связанных с видами на урожай и разнообразными сельхозработами, от успешного проведения которых в старину порой зависела сама жизнь японского крестьянина. Несмотря на бурный промышленный рост во второй половине XX века, японский народ продолжает бережно хранить многое из своего языческого наследия. Во-первых, подобные своеобразные черты позволяют сохранять «своё лицо» народа, являясь своеобразной объединяющей основой культуры, а во-вторых, многие из языческих праздников в современном мире становятся частью шоу-бизнеса, привлекающего к себе внимание тысяч людей.

Одним из таких языческих праздников-ритуалов является постройка снежных хижин - камакура. На языке айну - коренного населения Японского архипелага - это слово обозначало «пещера». С 1185 по 1382 г. город Камакура был столицей страны, и с тех пор это слово стало широко использоваться в народном обычае. Историки утверждают, что обычай строить снежные пещерки впервые в народной истории появился в местечке Хороха, которое относится к современной префектуре Акита. Позже в некоторых провинциях уже всё население деревни строило в феврале из снега целый храм.

Еще в начале XX века за неделю до праздника деревенские дети, обутые в сапожки из рисовой соломы, отправлялись в поле утаптывать снег. Потом из него вырезались кубы со стороной примерно 60 см. Затем с помощью взрослых из таких блоков строился снежный храм. Его размеры были довольно внушительны - стороны были длиной около 5 м, а высота доходила до 3 м. 14 февраля перед храмом зажигали ритуальный костёр, в который подбрасывали топливо все жители деревни, а дети забирались на крышу храма и пели традиционную песню «торной», призванную оградить будущий урожай от птиц и насекомых. Ночь с 14 на 15 февраля все жители деревни проводили внутри храма.

В современной Японии праздник камакура устраивается в основном ради детей. Кому в детстве не хотелось забраться в настоящую снежную пещеру! Взрослые японцы с удовольствием помогают своим ребятишкам осуществить эти желания. Снежные хижины строятся из прямоугольных кирпичиков плотно ужатого снега, которые делают уже не вручную. По форме куполообразная постройка напоминает эскимосское иглу и способна вместить несколько ребятишек. В её стене делается круглое отверстие для входа, к верхней части которого подвешивается маленький колокольчик. К тому же вход завешивается тёмно-синей занавеской. На противоположной от входа стене делается небольшая полочка - что-то вроде маленького алтаря для подношений богу воды.

Японцы вспоминают бога воды зимой не случайно. Дело в том, что многие японские зимние праздники связаны с водой. Малоснежная зима грозила японским крестьянам будущим неурожаем, и наоборот - обилие снега в зимний период гарантировало хорошие виды на урожай. Поэтому большинство снежных праздников в Японии связано с культом бога воды (мидзугами). В наши дни в водяных богов никто всерьёз уже не верит, а старинные ритуалы превратились в забавную детскую игру.

Пол в построенной снежной хижине застилают татами, а в центре устанавливают небольшую жаровню. Несмотря на то, что постройка возведена из снега, заходить в неё можно, только сняв у порога обувь. Раньше такие снежные домик освещались свечами, а теперь взрослые помогают детям подвесить к потолку электрическую лампочку или приносят переносной электрический светильник, в общем, получается достаточно тёплое и уютное помещение. Обычно детям позволяют провести в таком снежном домике всю праздничную ночь. Они едят сладости и фрукты, поют песни и ходят друг другу в гости, осматривая снежные хижины соседей. Если в снежный домик заглядывают взрослые, они приносят что-нибудь с собой в виде символического подарка; например, это может быть мелкая монетка.

Во многих туристических буклетах, посвящённых Японии, можно найти фотографии ребятишек, сидящих внутри освещённых камакура. Порой дети самостоятельно строят себе камакура и без помощи взрослых. Тогда эти постройки выглядят намного проще. Обычно это четырёхугольные стены, прикрытые сверху доской.

Почти все ребятишки разных народов мира любят строить себе временные убежища из картонных коробок, палок и веток, из снега. В чём причина такой тяги? Этологи - специалисты, изучающие поведение животных - утверждают, что многие человекообразные обезьяны, например, шимпанзе, строят себе среди ветвей временные убежища для ночлега. Следовательно, программа поведения, заставляющая детей сооружать себе временные импровизированные постройки, может быть врождённой и достаточно древней. Можно вспомнить и сотни тысяч лет, в течение которых наши непосредственные предки - неандертальцы и кроманьонцы - жили в пещерах, служивших им естественными убежищами от хищников и непогоды. Подобная практика способна глубоко отпечататься в генетической памяти поколений. Культурный обычай придаёт такой программе новый смысл, привязывает к культурному наследию народа.

Ещё одно возможное объяснение тяги детей к самостоятельному возведению построек - необходимость вещественно отгородить свой детский мир от такого сложного и не всегда понятного мира взрослых. Окружённый тесным пространством возведённого им жилища, ребёнок испытывает душевное спокойствие, чувствует себя ограждённым от окружающего мира, полного враждебных сил. Кто в детстве не строил себе хотя бы дома из пары стульев и скатерти что-то вроде пещерки? А уж вигвам или шалаш, построенный летом с помощью папы, навсегда останется радостным воспоминанием детства. Поэтому задача мудрых педагогов и родителей - не давить древние инстинкты, а придавать им окультуренную форму. Что, собственно, и делают японцы, строя зимой вместе со своими детишками снежные камакура.

В наши дни яркий, привлекающий к себе тысячи туристов праздник Камакура, проводится 15-17 февраля в уже упоминавшейся префектуре Акита в городе Ёкотэ. В это время на базарах продаются особо приготовленные овощи и рыбные блюда, а также игрушечные маленькие собачки инукко. Их делают из теста, замешанного на рисовой муке, и ставят на символические алтари в снежной хижине. Согласно древним преданиям, эти собачки обладают способностью отгонять злых духов, оберегать помещения и имущество от воров, а также сохранять здоровье детей.

В некоторых префектурах Северной Японии праздник Камакура разрастается уже до настоящего снежного фестиваля. Во время его проведения устраиваются выставки снежных скульптур. Оказывается, кстати, что и этот японский обычай имеет древние корни. Во всяком случае, на некоторых японских гравюрах XIX века можно видеть больших «снежных баб». Нередко во время снежных фестивалей изо льда и снега строятся настоящие дворцы, возводятся синтоистские храмы, а также вырубаются сцены на исторические темы, возводится фигура Будды, сделанная из снега.

Крупнейший народный снежный праздник проводится в Японии в г. Саппоро на острове Хоккайдо в течение 5 дней. Он привлекает к себе до 2 миллионов посетителей. Тематика возводимых из снега и льда сооружений стала международной. Здесь встретишь и средневековый замок, и фасад индийского храма... Кубы льда для строительства готовят заранее. Их привозят на место возведения построек пожарники и войска самообороны. Глядя на величественные сооружения, уже трудно себе представить, что всё это великолепие родилось из скромного поначалу праздника Камакура с его снежными хижинами. Пример подобной эволюции показывает, как при бережном сохранении народных обычаев из языческой по сути мистерии можно вырастить в конечном счетё праздник общенародного и даже международного размаха.

С. Афонькин

 

 

 

:  ||

: Джеф Бейнон

(Оглавление № 25)