Оригами № 5(19) 1999

 

 

 

 

Бумагопластика

Двадцать лет назад я впервые попал на творческую дачу художни­ков «Сенеж», где экспериментальная студия Союза художников СССР проводила очередной двухмесячный семинар для художников, архитекторов и дизайнеров, съехавшихся из самых различных городов нашей страны. На семинаре интересным было всё: сама атмосфера творчества, методика организации работы, и что меня особенно поразило, - это материал, из которого выполнялись проекты. Из обычного ватма­на делалось всё: горы и реки, дома и транспортные средства, фонтаны и тому подобное.

Б.Г.Гагарин

 

 

Для меня тогда это было большой неожиданностью. Ещё бы! Это такая находка для школы! Если освоить метод конструирования из бумаги, то с подростками можно «строить» целые города и крепости, со­здавать различные сказочные сюжеты. Подкупала в этом виде творче­ства доступность материала, возможность создавать готовые изделия в короткие сроки. Наконец, процесс объёмного проектирования, как никакой другой вид изобразительной деятельности, способствует развитию объёмно-пространственного мышления. Поэтому я взялся за разработку специального практикума на художественно-графическом фа­культете, которому дал название «Бумагопластика».

 

 

Что же это такое? Скульптура из бумаги? Архитектура? Может быть, дизайн? Данный вид художествен­ной деятельности в равной степени относится ко всем названным направлениям, так как бумагу широко используют и художники, и архитекторы, и дизайнеры. Из листа ватмана с помощью обычного резака, нож­ниц и клея можно быстро выполнить какое-нибудь изделие и даже несложную пластическую композицию. Бумагопластика по своей сути является начальным этапом дизайнерского проектирования, так как объек­тами изображения являются то сути те же самые, что и в дизайне, игрушки, различные виды техники, фи­гурки животных, элементы архитектуры и тому подобное.

 

 

Несомненным преимуществом бумаги перед другими пластическими материалами является полное ис­ключение подобострастного копирования модели, что зачастую наблюдается у начинающих лепить с нату­ры. Работа с бумагой в технике бумагопластики требует существенного переосмысления формы, обобще­ния и стилизации, которая предполагает отступления от реалистического изображения. Но отход от реализма не означает уход в формализм, так как в данном случае художник прибегает к символическому изображению идей, но одновременно он заботится о создании наиболее благоприятных условий для вос­приятия и понимания композиции зрителем. В отличие от скульптуры, где масса набирается методом по­степенного наращивания и уточнения формы, в изделиях из бумаги отсутствует каркас, они пустотелы и представляют собой как бы скорлупку. Однако это не оттиск с готовой формы, а совершенно самостоя­тельная пластическая оболочка, созданная за счёт сгибов бумаги. Рёбра жесткости, полученные от этого, и являются несущим карка­сом изделия.

Согнутый пополам лист образует ребро. Если же лист сложить несколько раз, то можно получить форму с несколькими плоскостя­ми. У японцев этот приём вылился в отдельное направление — ори­гами. С такими изделиями теперь как будто всё стало ясно, а вот создание более сложных пластических форм, очевидно, требует иных методов сгиба. Можно ли согнуть лист по кривой линии? Да, но здесь на помощь должен прийти резак. Если надрезать лист плот­ного ватмана на половину его толщины, то при сгибе он надломит­ся и образует неожиданную по своим пластическим формам повер­хность.

Как и в любом другом деле, чтобы овладеть такими навыками, здесь необходимо освоить начальный курс бумагопластики. Азбу­ка используемых полутора десятков приёмов совсем не сложна, она даёт эффектные результаты при создании самых разных пластичес­ких ком позиций.

Обычно подобные конструкции создаются из чисто белой бумаги. Представление о том, что цветные игрушки будут выразительнее белых, обманчиво. Изделия из белой бумаги могут оказать не меньший эффект, чем цветные, поскольку многообразие пластических форм спо­собно вбирать в себя тончайшие цветовые нюансы окружающей среды. Конструирование изделий именно из белой бумаги развивает у учащихся не только чувство формы и объёма, но и даёт возможность проник­нуть в глубину эстетической сущности этих изделий. В тончай­ших тоновых переходах белой бумаги скрыто неуловимо высо­кое эстетическое содержание, заложенное ещё нашими далекими предками в мраморной скульптуре. Это благоговение перед белой формой до сих пор сохранено в гипсовых слепках, которые на протяжении многих десятилетий служат незамени­мой натурой у художников при изучении формы, пропорций, объёма.

Создание формы из бумаги методом бумагопластики требу­ет двух условий — подробного изучения объекта и определения степени завершённости работы. Что касается первого условия, то здесь всё понятно, ибо только изучение объекта даёт возмож­ность создания убедительного образа. В бумагопластике под этим условием следует видеть нечто большее, чем пассивное изучение натуры.

 

 

 

Одновременное изучение и стилизация объекта — непременное сочетание в декоративно-прикладных видах ис­кусства и в бумагопластике тоже. С этим в изобразительном творчестве многим приходилось встречаться на первых уроках рисования с натуры, когда, например, глиняную крынку мыслен­но раскладывают на составные геометрические формы: цилиндр, шар, кольцо, что существенно облегчает построение изображе­ния предмета на двухмерной плоскости листа бумаги.

 

 

Что касается второго условия — степени завершённости работы, то здесь можно провести аналогию с творческим процессом художника, работающего с натуры. В самом начале своей работы он определяет конечный результат деятельности: будет ли это кратковременный набросок или длительная зарисовка. Ра­ботающий с бумагой также должен определить степень проработки и завершённости своего изделия. Фи­гурку собачки, например, можно сделать очень просто: сложить вдвое лист бумаги, вырезать силуэт, раз­двоить заготовку. В результате получится фигурка, способная стоять на четырёх ногах. Можно выполнить фигурку и в более сложном варианте, но тогда на его конструирование потребуется не только большее время, но и длительный творческий поиск особых приёмов сгибов бумаги с учётом затраты минимума средств при максимальной выразительности.

 

 

Поиск нужных форм порой может привести автора к совершенно непредвиденному результату. В бума­гопластике нередки случаи, когда художник вместо искомого пластического выражения в результате поис­ков получает форму, далекую от задуманной, но очень выразительную для другого изделия. Работающий в технике бумагопластики часто задаёт себе вопросы: «Что получилось?», «На что это похоже?», «Что можно сделать из этого?». Подобное явление под­хватывания случайного довольно широко распространено у акварелистов и керамистов. Неожиданные подтёки краски или глазури используются ма­стерами при создании своих произведений.

 

 

Тем не менее обучаться ос­новным приёмам бумагопластики можно вполне успешно. Я не только в течение многих лет провожу подобные занятия и консультации со студен­тами, но и организую многочасовые семинары для учителей изобразитель­ного искусства, руководителей детских художественных школ и творчес­ких кружков в различных городах Урала и Севера, Казахстана и Узбекистана, Украины и Монголии.

В результате новое направление в изобразительном творчестве нахо­дит свою реализацию в практике работы учителей, и это вселяет надежду и стимулирует поиск новых возможностей в этом виде творчества.

Борис Григорьевич ГАГАРИН,

профессор МГПИ,

заслуженный работник культуры РСФСР

 

 

 

:  Новости оригами

: Джон Монрол

(Оглавление № 19)