Оригами № 5(19) 1999

 

 

 

 

Сады и парки Японии

Японские городские сады и парки совсем не похожи на те, что мы привыкли видеть у себя на родине. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоп­танные дорожки. В японских же садах другие эле­менты оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японс­кого сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.

А.А.Карцев

 

 

 

В японском городском саду на вас воздейству­ют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощу­щаем на каждом шагу. Если попытаться перевести японский парк в какую-либо иную страну, то ниче­го не получится. Дух, атмосфера — вот что главное в японском парке.

Современные японские сады бывают трёх ви­дов: холмистые, равнинные и пересечённые. Глав­ной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяными потоками. По-японски его так и называют — «цукняма сансуй», то есть «холм и вода». Равнинный сад «хира-нива» не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используются камни, де­ревья, каменные фонари, резервуары с водой и ис­точники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересечённый (ланд­шафтный) сад — это творение служителей культов и любителей-садоводов. Сад воспроизводит ми­ниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок-пуговку, с оригинально размещенными камнями, декора­тивными каменными фонарями, мостиками и пе­реходами.

Красота японского сада раскрывается перед зрителем постепенно. Прямых линий здесь избе­гают, предпочтение отдают мягко разворачиваю­щимся, искривлённым, как это бывает в природе. Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорож­ке — утоптанную тропинку. Мостики и переходы через ручьи декоративны и полезны. Они делают­ся из камня, дерева и даже глины. Мостик «яцуха-си» делают из планок, уложенных зигзагами. Ни один из названных предметов не повторяется, все сооружения уникальны.

Вода — основа жизни любого сада. В подборе деревьев предпочтение отдаётся хвойным, одна­ко много и других нарядных пород. Пальму первен­ства, несомненно, держит японский клён, имеющий изящные лапчатые листья, густо краснеющие в ноябре. Цубуки — японская камелия — одно из любимых цветущих деревьев. Однако ничто не мо­жет сравниться с сакурой — японской вишней. Ей поклоняются и в честь её цветения даже устраива­ется официальный приём в императорском двор­це. Любят японцы и бамбук. Его считают символом благородства. Он придаёт какой-то утончённый оттенок любому пейзажу.

Вместе с цикадовыми деревьями, которые создают своеобразный ор­кестр дождевых капель, бамбук побуждает людей к самосовершенству. Говорят, что если где-нибудь в укромном уголке сада обратиться лицом к пыш­ной кроне приземистых кустов и взглядом отыскать ствол бамбука, то самому захочется стать бамбу­ком. Подобное ощущение ловят японские худож­ники и поэты, изображая природу, когда готовятся сделать первый мазок на холсте или сочинить пер­вую строчку стиха.

Основой японского сада являются также камни. Для своих садов и парков японцы привозят их даже из Кореи. Камень в своей первозданной форме является главным атрибутом японского парка.

Японцы явно неравнодушны к камню. Если предоставляется возможность, они приставляют камни к различным зданиям, храмам, своим домам. Эстетические свойства необработанного камня бо­лее всего применяются в архитектуре «сада камней».

 

 

 

 

Японский сад камней — уникальное сооруже­ние. Основная площадь сада засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке раз­бросаны группы неотёсанных камней. Однако бес­порядочность эта только кажущаяся. Расположе­ние отдельных камней и вся их композиция в группе подчиняются правилам и концепциям, лежащим в основе дзен-буддизма — одной из главных ветвей японской религии. Дело в том, что увидеть все кам­ни разом из одной точки невозможно (какой-то один всегда оказывается скрыт остальными). По­этому, чтобы получить полную картину, необходи­мо всё время двигаться самому, или попытаться мысленно взглянуть на сад камней сверху. Это как нельзя лучше иллюстрирует принципы дзен-буд­дизма!

Например, в саду камней г. Киото, в храме Реандзи наблюдатель, рассматривая композицию из пятнадцати каменей, всегда видит на один ка­мень меньше. Это создает какую-то особую таин­ственность и даже возбуждает благоговейный тре­пет. В сущности, здесь нет ничего невероятного: камни и сам фон, на котором они воздвигнуты — белый гравий, — вызывают определённый ход мыслей, создают настроение созерцания и фило­софствования. Недаром этот сад ещё называют «философским садом».

Когда наблюдатель броса­ет взор на панораму такого сада, его внимание приковывает сначала одна группа камней, затем другая... Взгляд скользит по отдельным камням группы и, если форма камня вызывает какие-то ас­социации, задерживается на нём. Поскольку мес­тность вокруг группы камней ничем посторонним не занята, концентрация внимания усиливается, что порождает новые цепи ассоциаций. У привер­женцев буддизма эти ассоциации увязываются с религиозным мировосприятием, у других людей — с какими-то важными идеями, событиями, чувства­ми. Однако во всех случаях происходит фиксация внимания, которая наводит на размышления.

Пространство сада очерчено границами четы­рёхугольника: три стены и терраса, на которой рас­полагается наблюдатель. Его взгляд всё время блуждает где-то в пределах этого четырёху­гольника, переходя с камня на камень. Постепенно наблюда­тель невольно уходит от внеш­него мира и предаётся самосозерцанию.

Расположение камней группами по три обусловлены буд­дийской триадой. Размер кам­ней, отношение их высот к периметру, форма и другие свойства подобраны в соответ­ствии с определёнными фило­софскими соображениями. Составленные из различных камней группы обычно напоми­нают небольшие островки, встречающиеся в прибрежных водах японских морей.

Каждый японский храм име­ет свой небольшой «садик». Это или сад камней, или сад воды,
сад мха, или даже «сад луны». Что означает последний тип сада? Представьте небольшую площад­ку, ограниченную низкой каменной изгородью. В её центре находится ровный усечённый конус, сде­ланный из белого гравия. Он такой правильной формы, что кажется искусственным, сделанным из большого листа белой бумаги. От конуса расходят­ся «лучи» гравиевых дорожек, разделённые между собой узкими медными полосками. И всё. Но есть одна тонкость. Гравий на чётных лучах уложен ус­ловно «вправо», а на нечетных — «влево». Когдз свет луны падает на этот сад, то возникает фанта­стическая картина из тёмных и светлых полос-лу­чей. На эти лучи падает тень самого конуса. Двига­ется луна, перемещаются полоски, перемещается тень конуса... Вся картина движется, вращаясь светлыми и тёмными полосами.

Сады и парки Японии рассчитаны не на внеш­нее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созер­цанию. Согласно философии дзен, внешнее несу­щественно, главное находится внутри. Японцы приучились видеть в каждом ручье, отдельно сто­ящем дереве, камне скрытую душу жизни. Они так любовно лелеют свои сады и парки, каждый их уго­лок, словно ухаживают за чем-то живым, дыша­щим, ощущающим. В них как в капле воды отража­ются многие стороны японского национального характера, понять который как раз и помогает уст­ройство и архитектура садов и парков этой стра­ны.

Андрей Александрович КАРЦЕВ,

член правления общества «Россия — Япония»

 

 

 

:  Нам пишут

: Новости оригами

(Оглавление № 19)