Оригами № 1(16) 1999

 

 

 

 

В чём секрет?

 

Многие педагоги начальных классов, чьи ученики занимаются складыванием в течение года или более, замечают положительные изменения в поведении своих по­допечных. Дети начинают лучше вести себя на уроках, быстрее схватывают новый материал, лучше его усваивают и меньше отвлекаются во время занятий. В чём же тут секрет? Почему умение складывать фигурки оказывает столь широкое действие на личность ребёнка? О развитии мелкой моторики рук и её связи с развитием сосед­них областей головного мозга сказано уже достаточно, но как быть с остальными эф­фектами?

Некоторые педагоги воспринимают детей следующим образом: это взрослые ма­ленького размера, у которых в голове пока мало сведений об окружающем мире. Сле­довательно, чтобы получить из ребёнка полноценного члена общества, его надо вы­кормить и запихать в голову побольше сведений. Первой задачей занимаются родители, второй — школа. Всё просто и ясно. Действительно, какие могут возник­нуть проблемы, если дома ребёнок одет, обут, умыт, причёсан и накормлен? Если к тому же в школе он умеет зазубрить и потом чётко повторить слова учебника или учи­теля, то он просто идеальный ученик! На самом деле более неверной точки зрения не существует.

В отличие от кухонного комбайна или автомобиля ребёнок представляет собой существо, возможности которого постоянно растут.  Любые умения и навыки челове­ка зависят от работы его нервной системы. Левая рука скрипача отличается от рук прочих людей только тем, что его нервная система посылает в неё больше нервных импульсов в секунду. Именно поэтому его пальцы двигаются по грифу скрипки с не­доступной для остальных ловкостью и совершенно точно берут нужные ноты.

Работа нервной системы сводится к восприятию внешних и внутренних сигналов, обработке полученных информации и отсыланию её в мышцы, органы и клетки тела. Чем лучше нервная система будет справляться с подобной работой, тем большими возможностями будет обладать человек. Ваш ребёнок летом научился плавать? Это значит, что его нервная система стала подавать к определённым группам мышц сиг­налы в нужном сочетании. Он теперь умеет ходить по бревну? Прекрасно — обраба­тывается информация, поступающая из вестибулярного аппарата! Она быстро ана­лизируется и поступает в мышцы рук и ног.

Как улучшить работу нервной системы? Надо её развивать! С точки зрения нер­вной системы весь окружающий нас мир — это сплошное море сигналов. Чтобы луч­ше в нём ориентироваться, она разбивает эти сигналы на группы и создает для каж­дой из них специальные клетки, которые их воспринимают. Биологи называют такие специализированные клетки рецепторами. Образно говоря, рецепторы представля­ют собой каналы, по которым информация об окружающем мире поступает к нервной системе. Таких каналов пять, и они соответствуют пяти органам чувств и пяти видам ощущений, которые мы получаем. Самый главный для человека — зрительный канал. Существуют также слуховой, обонятельный и вкусовой каналы. Через пятый канал проходят тактильные ощущения. Их нередко подразделяют на кожную, мышечную, болевую, температурную, вибрационную и вестибулярную составляющие, но это пока не так важно. Главное в другом.

Через все пять каналов первокласснику поступают целые водопады сигналов. Надо контролировать своё тело — сидеть за партой как учили (тактильный канал). Учительница что-то пишет на доске (зрительный канал), сосед в это время шепчет в ухо (слуховой канал), во рту тает конфета, которую он успел сунуть после звонка (вку­совой канал), а из школьного буфета соблазнительно пахнет булочками (обонятель­ный канал). Какие сигналы в этот момент главные? Тут недолго и запутаться. Как ут­верждает академик Международной Академии Информатизации, доктор философии и участник многих телевизионных передач для родителей Андрей Степанович Валявский, у многих детей в начальной школе плохо работает «внутренний диспетчер», ко­торый позволяет вычленять среди всех сигналов главные и отдавать им приоритет. Постоянно переключаться с одного канала на другой трудно. Тем более это нелегко, если неясна главная задача урока. Действительно, зачем учиться писать палочки? Разве в жизни это пригодится? Не лучше ли понаблюдать за вороной, которая усе­лась на ветку дерева за окном?

Систематические занятия оригами тренируют «внутренний диспетчер»: так хочется сделать модель. Учитель, а главное желание получить конечный результат — готовую фигурку, всё время заставляют переключаться с одного канала на другой. Что-то учи­тель сказал, нарисовал на доске, попросил проверить результат. Нужно быть всё вре­мя сосредоточенным, нельзя пропустить ни один этап — иначе результата не полу­чится: канал, по которому идёт запах булочек, надо закрыть, конфета во рту теперь просто мешает... Через год таких тренировок внутренний диспетчер ребёнка (термин А.С.Валявского) начинает лучше справляться со своей работой. Отсюда и рост ре­зультатов на других уроках. Таким образом, оригами с нашей точки зрения является в начальной школе великолепным тренажёром для работы нервной системы в целом.

Главный редактор Сергей АФОНЬКИН

 

 

 

: Гружёная лодка

|| :

(Оглавление № 16)