Оригами № 5(15) 1998

 

 

 

 

Оригами — не культ!

Общаясь с методистами от педагогики, нечасто, но всё же порой удаёт­ся услышать их достаточно резкое мнение о том, что оригами — это японское культовое религиозное искусство, и поэтому его ни в коем случае нельзя вне­дрять в отечественные школы. Такой точки зрения, к примеру, придерживает­ся методист кафедры ИЗО Университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга Татьяна Михайловна Кадомская. Подобные воззрения возникают, с одной стороны, от естественного и вполне оправданного желания методис­тов оградить школу от проникновения в неё различных сект, которых действи­тельно развелось в нашей стране в последнее время немало. С другой сторо­ны, когда речь заходит об оригами, такая крайняя оценка возникает благодаря недостаточной осведомлённости о современном состоянии и позиции искус­ства складывания в мире.

Действительно, оригами возникало и зарождалось около тысячи лет на­зад как храмовое японское искусство. Несколько классических фигурок и сей­час напоминает нам об этом. Историю их появления на свет ученики могут узнать лишь в том случае, если педагог её знает и захочет подробно пояснить. Все остальные десятки тысяч работ, с малой частью которых знакомятся ребята при изучении оригами, являются плодом изобрета­тельства наших современников, живущих в странах с разными экономичес­кими и политическими системами. Эти люди придерживаются порой разных взглядов, которые, однако, не находят своего воплощения в их творениях из бумаги.

Можно смело утверждать, что современное оригами — это совершенно неидеологизированное искусство, сводящееся к познанию свойств удивитель­ного материала — бумаги и к изучению математических закономерностей, воз­никающих при складывании. Утверждать иное — всё равно, что настаивать на том, что шахматы являются тайным рассадником идей монархизма (там ведь главные фигуры — король и королева), а футбол способствует внедрению в нашу жизнь древних кровавых культов южноамериканских индейцев (игра в мяч у них изначально была ритуальным обрядом, заканчивавшимся принесе­нием в жертву капитана проигравшей команды).

Как отдельный предмет оригами в школе всё ещё остается новой и ори­гинальной дисциплиной для большинства педагогических коллективов. С дру­гой стороны оригами (складывание отдельных фигурок из бумаги) включено в программу и изучается не только в детском саду, но и на уроках труда в на­чальной школе. Ещё в 1995 году Министерство образования РФ, рассмотрев содержание книги С.Ю. Афонысина, Е.Ю. Афонькиной "Уроки оригами в школе и дома", М. "Аким", 208 стр., выдало гриф "Рекомендовано", а в сопроводительной записке отметило: "... предлагаемый в книге материал соответствует современным требованиям, целям и задачам трудового воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школь­ного возраста в общеобразовательных учреждениях Российской Феде­рации..."

Однако некоторые чиновники от образования знают о существовании оригами лишь понаслышке либо вообще такого слова не слышали! О положи­тельном психическом и личностном развитии детей посредством системати­ческих занятий оригами на основе научного подхода и изучения этой темы психологами, педагогами и методистами уже сказано и написано немало. Однако редко, но всё же то тут, то там появляются "методисты от образова­ния", которые, не будучи специалистами в данной конкретной области твор­чества и главное не пытаясь разобраться и вникнуть в суть темы и предмета, огульно охаивают оригами, заявляя, что «оно нам чуждо и вредно». В такой ситуации учителям, преподающим оригами, приходится самим активно бо­роться и доказывать свою правоту, писать письма с просьбой о поддержке в вышестоящие органы образования и редакцию нашего журнала...

К счастью, с подобным отношением к преподаванию искусства склады­вания из бумаги приходится сталкиваться нечасто. Большинство людей, об­лечённых определённой педагогической властью — заведующие дошкольны­ми образовательными учреждениями, директора школ и домов творчества, районные и городские методисты, — стараются поддерживать энтузиастов-одиночек, разрабатывающих собственные авторские программы и внедряю­щих изучение и преподавание оригами в нашей стране. Но наш оптимизм при оценках перспектив преподавания складывания опирается даже не на эти от­радные явления. Оригами очень нравится самим детям. А это залог успеха оригами в будущем!

Главный редактор С. Афонькин

 

 

:  Козерог

|| :

(Оглавление № 15)