Оригами № 1 (11) 1998

 

 

Культура и традиции

 

Борцы сумо

 

 

Открыв любой популярный японский журнал или воскресный выпуск японской газеты, читатели без труда найдут рядом с именами кинозвёзд и эстрадных кумиров страницу, посвящённую рикиси - мастерам борьбы сумо. Представляя собой нечто среднее между традиционным воинским искусством и эстрадным шоу, эта борьба, как и много лет назад, привлекает к себе

Фото Алины Горловой

Алина Горлова

 

 

внимание миллионов болельщиков. Отправляясь на матч, или усаживаясь поудобнее перед экраном телевизора, каждый японец может тешить себя лестной мыслью: подобного зрелища не найти больше ни в одной стране мира.

История сумо уходит своими корнями в глубочайшую древность. В китайских литературных памятниках первого тысячелетия до н.э. упоминается боевое единоборство сянпу. Иероглифы этого названия в японском прочтении дают слово "собоку", в современном звучании - "сумо". Часто слово сумо относят ещё и к китайской народной борьбе дзюэди, которая также известна с очень давних времён. Некоторые исследователи находят упоминание о сумо даже в буддистской Сутре Лотоса (главном литературном памятнике буддизма). Они ссылаются на биографию Сиддхартхи Гаутамы, который прежде чем стать Буддой, занимался борьбой и кулачным боем.

Все эти факты имеют, однако, лишь весьма косвенное отношение к борьбе сумо в современной Японии и не позволяют нам выявить её разновидности в прошлом. Хорошо известно лишь, что сумо прочно входит в быт японцев в эпоху Хейан (8-12 вв). Именно тогда многочисленные празднества в синтоистских храмах начинают сопровождаться военно-спортивными играми, в которых дружно принимают участие самураи, ремесленники и купцы, не обращая особого внимания на сословные разграничения. В 821 г. в "Уложения о придворных церемониях" был внесён параграф, касавшийся практики сумо, где чётко оговаривался день состязаний силачей. За три месяца до турнира императорские слуги отправлялись во все провинции страны для выявления достойных претендентов на отборочные соревнования. Отобранные силачи приглашались на мисиавасэ - ежегодный ритуальный сбор, который, как правило, проводился на землях столичных дворцов. Посыпанные песком дворы временно превращались в арены, а весь Киото на время становился большим стадионом. Борцы выступали двумя командами. Самый перспективный тяжеловес команды назывался хотэ. За ним по старшинству следовали борцы ваки, за которыми шли представители ещё 17 различных категорий. Главным отличием хейанского сумо от его современных аналогов было отсутствие чётких правил и ограничений, что нередко приводило к травмам и увечьям борцов во время соревнований. По окончании каждой схватки судьи громогласно объявляли победителя и втыкали в землю стрелу. Судьями могли быть лишь знатные военачальники. Если же они не могли прийти к единому мнению, то в качестве верховного судьи приглашался сам император, чей приговор звучал как глас синтоистских божеств, в честь которых и устраивалось празднество.

Последний такой турнир состоялся в 1174 г. Однако из-за начавшейся вскоре в стране великой смуты (генкэй) сумо в значительной степени утратило свои ритуальные функции. Оно возродилось лишь в эпоху Токугава. Тогда же окончательно оформились 72 его канонических приёма, закрепилися определённый ритуал турниров и усовершенствовались правила соревнований, которые в почти неизменном виде дошли до наших дней.

Начиная с этого времени для борцов начали устанавливать ринг - дохе, - помост площадью около 18 квадратных футов (1 фут - около трети метра), приподнятый на два фута над землей и покоящийся на прочном глиняном основании. Схватка происходит на внутреннем круге диаметром чуть больше 15 футов. Иногда над рингом подвешивается навес, напоминающий по форме крышу синтоистского храма.

В схватке побеждает тот, кто заставит противника коснуться пола любой частью тела или вынудить его выйти за пределы ринга. Правила строго запрещают удары кулаком или ребром ладони. Отсутствие весовых категорий нередко приводит к тому, что на ринге встречаются явно не равносильные партнеры. Хотя техника борьбы играет немаловажную роль, но чаще последнее слово остаётся за борцом с большей массой. Возглавляют список участников борцы 5 высших рангов: йокодзуна (полный чемпион), одзеки (просто чемпион) и далее - сэкивакэ, комисуби и маэгасира. Турниры открываются схватками рикиси (борцов) низших рангов и заканчиваются поединками элитарных чемпионов в финале. Каждый участник борется один раз в день. Каждый раз схватка происходит с новым противником.

Титул Йокодзуна появился около 300 лет назад. С тех пор его удостоились не более 50 борцов. Чтобы претендовать на это звание, борец должен минимум два раза выйти победителем на больших чемпионатах. Титул йокодзуна является своего рода пожизненным - даже потерпев несколько поражений, борец его не теряет.

На схватку рикиси выходят обвязанные торимаваси - широким поясом, достигающем девяти метров в длину. На бедрах чемпиона кроме торимаваси красуется ещё и витая веревка со свисающими зигзагообразными полосами. Это синтоистский талисман гохеи для борьбы с нечистью, которая порой тоже не прочь посмотреть сумо! Борцы, достигшие высшей степени мастерства, получают право на псевдоним - сикона, - включающий один иероглиф от имени учителя и один от названия клуба, от имени которого выступает борец. Часто в качестве сикона борцы берут себе звучные прозвища вроде "Молния", "Гром", "Ураган". Нередки и откровенно хвастливые сикона: "Укротитель драконов", "Гроза Эдо", "Крепость из железных глыб".

Однако самое удивительное в сумо это, бесспорно, сами рикиси - силачи, поражающие мощью, весом и одновременно гибкостью. Они проходят обязательное обучение в особых школах, куда учеников принимают в возрасте 10-15 лет. Хотя при наборе предпочтение отдается мальчикам крепкого телосложения и высокого роста, никто из них пока даже отдаленно не напоминает знаменитых гигантов ринга. Формирование тела борца происходит постепенно в процессе тренировок за счёт увеличения мышц и наращивания веса. Например, знаменитый современный сумоист Китанофудзи, будучи юношей, весил 66 кг., а в категорию сильнейших вошёл с весом в 132 кг!

День сумоистов обычно строится по строгому и чёткому расписанию. С 6 утра натощак начинается тренировка, которая длится 4-5 часов. Она требует полной отдачи сил и предельной сосредоточенности внимания. Затем следует перерыв - горячая ванна (фуро) и завтрак, во время которого едят без ограничений и в среднем 5-6 обычных порций. После завтрака следует сон, необходимый для усвоения пищи. Заканчивается день ещё одной тренировкой и лёгким ужином. Любопытно, что борцы сумо не ограничивают себя в спиртном. Им разрешается пить сакэ и пиво. Хотя едят гиганты всего два раза в день, их рацион, основанный на высококалорийных мясных блюдах с рисовым гарниром, способствует быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Огромная масса тела является своеобразным профессиональным атрибутом рикиси; после ухода с ринга многим из них удаётся путём особой диеты и массажа в течение 3-4 лет превратиться в обычного человека.

Кроме избыточного веса отличительной особенностью внешности борцов являются их причудливые прически. Когда в 1871 г. император Мэйзи издал указ о стрижке, только рикиси избежали общей участи, сохранив право носить на голове причудливые украшения из собственных волос. По всей Японии сегодня насчитывается немногим более 10 токояма - первоклассных знатоков истории и стилей сумоистских причёсок. Большинству сумоистов приходится пользоваться услугами их подмастерьев.

Не менее колоритно, чем сами борцы выглядят и выходящие на ринг судьи - гедзи. Их кимоно скроены по моделям 600 летней давности. Как и борцы, они подразделяются на ранги, которые распознаются по цвету кисти на веере. Право судить схватку чемпионов имеет только главный судья. Судьи высшей категории имеют право на ношение носков таби и соломенных сандалий гэта. Остальные судьи выступают босиком. Перед началом схватки они ходят по рингу, рассыпая горстями очистительную соль. Как можно догадаться, делают они это для того, чтобы отвадить назойливую нечисть. За день на ринг попадает около 15 кг. соли!

Сейчас в Японии ежегодно проводится 6 больших чемпионатов сумо, длящихся 15 дней: три в Токио, и по одному в Осаке, Нагойя, и на острове Кюсю. В день окончания соревнований победитель награждается Императорским кубком; всеяпонская ассоциация сумо выпускает бандзукэ (таблички с фамилиями финалистов), а болельщики с нетерпением ждут следующего матча, для того, чтобы вновь посмотреть на схватки рикиси.

 

 

:  ||

: Самовар

⇧ (Оглавление № 11)