Оригами № 5 (9) 1997

 

 

 

 

Оригами и активность мозга

 

 

Екатерина и Юрий Шумаковы

 

 

Тема, вынесенная в заголовок, пока ещё мало изучена. Наши соотече­ственники Екатерина и Юрий Шумаковы скорее всего являются первы­ми, кто на профессиональном уровне занялся глубоким изучением этой задачи. На эту тему ими был сделан доклад на международной на­учной конференции психологов и медиков, проходившей в Ростове-на-Дону. Текст сообщения, подготовленный для участников Второй Всероссийской конференции «Оригами и педагогика», мы обнародуем полностью.

 

 

 

Способность манипулировать ру­ками в эволюции человечества послу­жила одной из отправных точек в раз­витии интеллектуальных способнос­тей. Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сен­сорной зонах коры головного мозга, и намного больше, например, проекции спины или ног (а площадь проекций пропорциональна сложности управле­ния соответствующими мышцами). Известно также, что правая половина нашего тела управляется левым полу­шарием головного мозга, а левая по­ловина — правым полушарием.

Оригами — это вид деятельности, в котором задействованы одновремен­но обе руки. В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повыше­нию активности и левого, и правого полушария мозга. Таким образом, ак­тивная работа рук, наряду с работой интеллекта создаёт очень интересные условия для развития психических способностей человека. Пластичность детского мозга и минимальное доми­нирование одного полушария над дру­гим в детстве является очень благо­приятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стра­тегии взаимодействия полушарий.

Мы считаем, что занятия оригами помогут ребёнку развиваться, более полно используя ресурсы своей психи­ки. Исходя из того, что в работе с бу­магой активно участвуют обе руки, можно предположить, что оба полуша­рия будут более активны, чем при ра­боте одной рукой, и что такая деятель­ность будет способствовать раскры­тию возможностей правого и левого полушария, гибкому взаимодействию полушарий в работе целого мозга, и, следовательно, повышению психичес­ких способностей.

Для того чтобы проверить эту гипо­тезу, мы проводили исследования в течение трёх лет при взаимодействии с факультетом психологии Ростовского-на-Дону государственного универ­ситета. В исследовании участвовало 95 человек: 19 учащихся 2-го класса школы-интерната №28; 16 детей, про­ходивших лечение в сурдологопедическом отделении Детской областной больницы; 40 учащихся 1-го и 3-го классов классического лицея № 1 при РГУ; и 20 педагогов дополнительного образования Городского центра техни­ческого творчества.

Результаты исследования учащих­ся школы-интерната, с которыми про­водились занятия оригами в течение учебного года (25 учебных часов), по­казали, что эти занятия повышают ак­тивность правого полушария головно­го мозга, а также способствуют смещению асимметрии полушарии в про­тивоположную сторону от исходной, что влечёт за собой уравновешивание работы обоих полушарий.

Такая активность мозга повлияла на психические функции. Стабилизи­ровалось психоэмоциональное состо­яние на уровне выше среднего опти­мального (хорошее настроение, высо­кая работоспособность и т.д.).

После специально проведённых упражнений, направленных на разви­тие творческих умений в оригами и после придумывания детьми соб­ственных фигурок, возросли скорость, гибкость и, что особенно важно, ори­гинальность мышления. С детьми из сурдологопедического отделения за­нятия оригами проводились ежеднев­но в течение трёх недель (45 учебных часов). В результате было замечено, что в процессе занятия оригами у де­тей наблюдался стабильный рост ак­тивности как правого, так и левого по­лушария, снижение тревожности, по­вышение уровня психоэмоционально­го состояния. Им оригами помогло адаптироваться к больничным условиям. А в игровой комнате отделения была устроена выставка из собранных ими моделей. После недельного курса оригами (25 учебных часов), проведён­ного с учащимися 1-го и 3-го классов лицея, у них возрос коэффициент ин­теллекта (IQ) в среднем на 14 пунктов (13 — у первоклассников, 15 — у тре­тьеклассников). Также в процессе за­нятий росла активность правого и ле­вого полушарий, повышалось психо­эмоциональное состояние, активизи­ровалось творческое мышление (воз­росли скорость, гибкость и оригиналь­ность мышления). Улучшился глазо­мер.

В процессе двухдневного семина­ра (14 учебных часов) по оригами с педагогами дополнительного образо­вания, у них повысилась активность правого полушария и возрос уровень психоэмоционального состояния. Суммируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что заня­тия оригами влияют на психическое состояние человека следующим обра­зом:

1.      Повышается активность правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивается работа обоих полушарий.

2.      Повышается уровень интеллекта (комплекс таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышлёность, логичность).

3.      Активизируется творческое мышление: растёт скорость, гибкость и оригинальность.

4.      Повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

5.      Снижается тревожность, что позволяет легче адаптироваться к психотравмирующим ситуациям,

6.      Улучшаются двигательные способности рук (повышение качества складываемых моделей позволяет говорить о развитии тонкой моторики рук в процессе занятий оригами).

7.         Улучшается глазомер.

Юрий Викторович и Екатерина Рудольфовна Шумаковы,

оригамисты и психологи из Ростова-на-Дону

 

 

 

: Пауло Мулатино и Силке Шродер

: Тато

⇧ (Оглавление № 9)