Оригами № 5 (9) 1997

 

 

 

 

Методика работы в кружке

«Заставьте ребёнка сидеть, он очень скоро устанет, лежать тоже самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и переменивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту.

К.Д.Ушинский

Об успехах Ирины Смирновой в московском городском конкурсе "Педагог внешкольник -97» и успехах её учеников постоянные читатели журнала знают. На Второй Всероссийской конференции "Оригами и педагогика" Ирина выступила с докладом, краткое изложение которого мы приводим ниже.

 

 

 

Оригами долго существовало в Японии и стало неотъемлемой частью её культуры. Поэтому нельзя изучать это искусство, ничего не зная об истории, обычаях и нравах народа, которому они принадлежало сотни лет. За­нимаясь с ребятами в кружке, я рассказываю им об этой прекрасной стране, её загадочных для нас жителях; о том, как зарождалось и развивалось орига­ми, его историю. Мы изучаем также основы бумажной пластики, художе­ственного творчества, цветоведения и дизайна. Постепенно представления детей о превращениях бумажного ли­ста расширяются. Ребята видят, что оригами является одним из

Ирина Смирнова

 

 

видов декоративно-прикладного искусства. Важно не только научить детей складывать фигурки, но и использовать их во время праздников, украшать свой дом, дарить друзьям. Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели бы получать радость от творчества, делились бы ею с окружающими, использовали полученные знания в жизни.

Моя авторская программа «Бумажных дел мастера» рассчитана на работу с младшими школьниками в течение трёх лет обучения в кружке Дома творчества. По 144 часа в каждом учебном году, Каждый год делится на три темы. Занятия проходят два раза в неделю по 2 сдвоенных часа. Из года в год, от од­ной темы к другой сложность работы постепенно увеличивается, ребята проходят путь от индивидуальной плоской аппликации до большого кол­лективного макета. Ребята учатся ра­ботать вместе, помогать друг другу, распределять между собой работу и отвечать за результат. Обучение стро­ится как бы «по спирали» и начинается с темы «Основы оригами» (базовые формы, условные знаки, работа со схемами). По теме «Новый год» мы делаем ёлочные украшения и открытки, в январе проводим оригамские игры и конкурсы. Заключительная тема первого года обучения — «Город масте­ров». Каждый приносит лист ватмана и постепенно самостоятельно выполняет на нем аппликацию города, выполняя которую, учащиеся сталкиваются с проблемами планирования: как лучше расположить дома, где проло­жить дорогу, где сделать зоопарк и т.п.

Второй год обучения начинается с темы «Волшебная сказка в лесу». Группа делится на команды, каждая коман­да выполняет аппликацию на своём листе. По теме «Новый год» ребята делают уже более сложные открытки, ёлочные украшения и подарки друзь­ям и родителям. Следующая тема — «Царство морских глубин».

Первая тема третьего года обучения «Работа над книгой комиксов» (ученики знакомятся с работой автора, создателя и художника книги). На занятиях по теме «Новый год» каждый делает для себя маскарадный костюм. Обучение заканчивается темой «Страна оригами» (группа объединяется в работе над большим макетом). В рабо­те я использую специальный лист ватмана с вклеенными бумажными рамка­ми, в которые вставляются карточки с чертежами. Карточки накапливаются и со временем составляют богатый ме­тодический фонд для преподавателя. Правда, есть один минус — ученики не видят, как нужно рисовать конкретную стрелку, складку, условный знак. Но, сталкиваясь с новой задачей, мозг на­чинает развиваться и работать, а «не­разрешимые» затруднения ребята по­могают преодолевать друг другу.

Зарисовывание схем простых из­делий в тетрадь тоже очень важно: дети более осмысленно подходят к процес­су складывания, начинают сами заме­чать характерные приёмы. Я часто по­казываю этапы складывания, но не поясняю их, показываю несколь­ко складок сразу, Если фигурка про­стая, её можно сложить целиком на глазах у ребят. Иногда я показываю ребятам основу какой-нибудь модели и то, что должно получиться, а затем предлагаю самостоятельно воссоз­дать фигурку. Очень важно, чтобы ребята не только слышали правильную речь, но и умели сами пояснять весь ход складывания. С этой це­лью я часто прошу более сильных уче­ников показывать фигурки, заранее знакомясь со схемами дома, а иногда — и с ходу. Те, кто занимается похуже, показывают более простые модели, но в работе участвуют практически все. Во время таких занятий ребята чувствуют на себе настоящую ответственность за результат своей работы. С другой стороны, это для них игра, в которой развиваются и четкость мышления, и умение выразить свои мысли.

Иногда устраиваю терминологи­ческие диктанты (только пояснения без показа складывания). Часто игра­ем в «Тато-фант». В начале складыва­ем коробочку «тато» (ребята знают, что в ней японки хранили свои иголки и нитки). Потом выбираем несколько членов жюри. Каждый подходит к ним со своей коробочкой и получает фант - маленькие бумажки со следующим текстом: "Это средство передвижения самое быстрое. Угадай, о чём идёт речь, и сложи фигурку из бумаги» или «Это деталь одежды японских самураев. Сложи её из бумаги и изобрази самурая перед остальными ребятами», и другие в том же роде. Сложенная по заданию фигурка кладётся в коробочку. Жюри в зависимости от результатов награждает победителей.

Во время перерывов в работе мы играем в подвижные игры, они не свя­заны с оригами, но приносят большую пользу: ребята активно отдыхают, успевают выплеснуть свои эмоции и от­влечься от занятий, весело проводят время, в игре лучше узнают друг друга — а от этого только крепнет наш маленький коллектив!

Руководитель детского объединения

«Бумажный мир Оригами»

Дома Творчества Детей и Молодёжи

«Кунцево» (г. Москва)

И.С.СМИРНОВА

 

 

 

: Тато

: Минимальное складывание

⇧ (Оглавление № 9)