Оригами № 2 (6) 1997

 

 

 

 

Портрет оригамиста

Кукольник-конструктивист из Саратова  

Фото Владимира ЧерноваВсем без исключения участникам первой педагогической оригамской конференции запомнилось сообщение Владимира Петровича Чернова "Оригами и проблема формирования пространства". Несмотря на столь серьёзное название, оно было сделано в завлекательной игровой форме. И это не случайность. Владимир Петрович давно уже стал профессиональным артистом. Вот что он недавно рассказал нам о себе:

"Меня уже давно приглашают на встречи со зрителями в музеи, школы. Много выступлений, в том числе и благотворительных - в детских домах, центрах реабилитации, детских садах, театрах. Эти спектакли несколько необычны в том смысле, что они не похожи на сюжетную вещь (сказку какую-нибудь или нечто подобное). Скорее это просто встреча художника со зрителями.

В силу своих актёрских данных я постепенно выработал театрализованный метод общения с аудиторией. На сцене постепенно появляются различные конструкции. Как теоретические - я о них рассказываю, так и настоящие, практически выполненные - куклы. Получается не просто лекция, не просто выступление, а настоящий театр. Театр - беседа.

Я по характеру творчества художник-конструктивист. Поэтому и делаю складывающиеся куклы. Вообще, кстати, идея складывания лежит чуть ли не в основе всего живого (да и неживого тоже). Так вот, получается такой необычный математический театр, в который входит конструктивистские картины и графика. Я начинаю рассказывать о художественном конструировании, о дизайне, конечно на доступном, всем понятном языке. Показываю оригами, деревянные игрушки, графику, картины и, конечно же, куклы. Они оживляют всю беседу.

Так начинается путешествие в сказочный мир творчества вместе с художником. При этом получаются маленькие этюды. Каждая кукла или фигурка - свой этюд. Вот, например, классический журавлик. Мы выходим в поле (представили, что вышли), а там... Ветерок, травища по пояс, облака и солнце! Вдруг из-за бугорка появляется журавлик. Мы знакомимся с ним. Смотрим, как он ловит лягушек и оригамских жуков. Наблюдаем, как он летает.

Фото одной из кукол ЧерноваДети любуются не только внешним видом журавлика, но и самим процессом его движения, видят эту эстетику. Всё в нём складывается, раскладывается. Настоящее чудо сложения! В детях при этом, возможно пока бессознательно, начинает рождаться понятие конструкции. Дети выходят на сцену, танцуют вместе с куклами. В общем, самый настоящий восторг получается!"

Владимир Петрович - автор уже многих оригами, в которых чётко просматривается подход художника-конструктивиста.

Недавно он на собственные средства опубликовал их в небольшом сборнике (см. рубрику "Книжная полка"). Все его оригами очень "графичны"; в качестве иллюстраций к ним Владимир Петрович делает замечательные рисунки, с некоторыми из которых вы можете познакомиться на страницах этого номера журнала.

 

 

 

: Юрис Лесник или …

:  Беркширский зверинец Эдвина Корри

⇧ (Оглавление № 6)