Оригами № 2 (6) 1997

 

 

 

 

Регистрация изобретений и авторские права

За последние годы на книжном рынке появилось много новых книг, посвящённых искусству складывания из бумаги. Это радует, так как белое пятно, которое существовало раньше в области отечественной литературы по оригами, постепенно заполняется. Больше стало и наших соотечественников, пробующих свои силы в этом виде искусства. Среди них есть талантливые изобретатели, которые безусловно оставят заметный след в отечественной оригамистике. На фоне этих событий хотелось бы поделиться с читателями журнала информацией о международной практике регистрации оригамских изобретений, авторском праве на подобные модели и их публикации в печати.

Практически во всём мире изобретатели оригами не регистрируют свои модели в официальных патентных службах. Это слишком громоздкая и дорогая процедура для фигурок из бумаги. Совсем несложные модели могут изобретаться независимо разными авторами; такие случаи в оригами бывали. Вероятность же случайных совпадений при увеличении сложности модели практически равна нулю. Как же определить, насколько оригинальной и новой является фигурка придуманная вами? Ведь в оригами уже существуют уже десятки, если не сотни тысяч моделей! Экспертными оценками и регистрацией новых изделий в технике оригами занимается Японская ассоциация оригамистов (Nippon Origami Associacion, 1-096 Domir Gobancho, 12-Gobancho, Chiyoda-ku, Tokyo). Можно послать по этому адресу свою работу вместе с написанным по-английски письмом. Если модель будет признана новой и оригинальной, через некоторое время вы получите ответ на почтовой открытке с соответствующим уведомлением. У нас в стране регистрацией новых изделий и проведением экспертных работ занимается (занимался - прим. ред.) Петербургский центр оригами (приводился устаревший ныне адрес - прим. ред.), в компьютерной базе которого накоплены сведения уже почти о тысяче отечественных оригинальных изобретений в технике оригами. Прислав туда в почтовом конверте или бандероли свою работу, её название и вложив чистый конверт со своим обратным адресом, вы в любом случае получите ответ. Если модель будет признана оригинальной, то её должным образом зарегистрируют.

Вопросы, связанные с изданием (тиражированием) авторских работ в газетах, брошюрах, сборниках, журналах, книгах и пр. разъяснены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" *. Этот закон "регулирует отношения в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право) фонограмм исполнений постановок передач, организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права)." В соответствии с указанным законом "авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а так же способа его выражения." Из этого следует, что авторское право распространяются не только на чертежи, но и на сами фигурки оригами - как результат творческой деятельности. Без согласия обладателя авторских прав воспроизведение произведения или его части в печати запрещено.

Например, все авторские работы опубликованные на страницах нашего журнала имеют знак охраны авторского права, который состоит из Ó и имени автора работы. Это означает, что, с одной стороны, все авторы напечатанных моделей дали нам своё официальное разрешение на подобные публикации. С другой стороны, как обладатель авторских прав, журнал взял на себя обязательства по защите интересов авторов. Это касается и работ зарубежных авторов. В соответствии с международными конвенциями об авторском праве и международными договорами РФ их интересы и авторское право на территории России так же защищаются.

"Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществлённые им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включённых в составное произведение" (Ст.11, п.1).

Нарушения авторских прав при издании литературы по оригами, к сожалению, уже имеют место. Так, например, недавно в Испании издана книга по оригами, значительная часть которой была составлена из работ известного испанского же оригамиста Висента Паласиоса без ссылок на авторство и без его разрешения на их публикацию. По имеющейся у нас от г-на Паласиоса информации, в ближайшее время дело, вероятно, дойдёт до суда. Вот свежий отечественный пример. В московском издательстве "Новая школа" напечатана брошюра "МИР ОРИГАМИ 1-2", составленная старшим преподавателем факультета начальных классов МГПУ им. В.И.Ленина Виктором Викторовичем Выгоновым. Среди классических работ, авторство которых неизвестно (и срок действия авторского права на которые давно истек), им опубликованы две модели, хорошо знакомые ценителям оригами - "Дерево" Роберта Харбина и "Лающий щенок" Поля Джексона. Согласие на публикацию этих работ англичане не давали и авторство их не указано. Как расценивать этот факт? Как простую некомпетентность или сознательное умалчивание? Как бы то ни было, незнание закона не освобождает от ответственности.

Авторское право, как правило, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. "Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Эти произведения могут свободно использоваться, при этом должно соблюдаться право авторства на имя и право на защиту репутации автора. Авторское право переходит по наследству". Классические изделия в технике оригами и изделия, срок действия авторского права на которые истёк, могут быть использованы при издании сборников (во втором случае указание имени автора обязательно).

"За нарушение предусмотренные законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством РФ". Так, например, суд или арбитражный суд может вынести решение о конфискации контрафактных (т.е. изготовленных или распространяемых с нарушением авторских прав) экземпляров произведения, обязать нарушителя выплатить компенсацию в сумме до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда**. По отношению к физическим лицам может быть применена Ст. 146 УК РФ*** (вступил в силу с 01.01.97г.) текст которой приведу полностью:

 

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

1.      Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  1. Те же деяния, совершённые неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырёх до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В заключение несколько практических советов для начинающих авторов литературы по оригами:

*  если вы решили опубликовать не свою собственную, а чужую модель, вам необходимо получить официальное разрешение автора. Большинство оригамистов мира - любители, для которых оригами является хобби, а дополнительная публикация собственной модели только прибавляет законной гордости. Они охотно и бескорыстно дают подобные разрешения. Конечно, для того, что бы узнать адрес и написать письмо, потребуется приложить определённые усилия, но это необходимо! Было бы желание и определённая правовая культура;

* при возникновении сомнений относительно авторства той или иной работы - обратитесь за консультацией к другим оригамистам или специалистам;

* международные условные знаки, базовые формы и основные приёмы складывания в мировой литературе по оригами, придуманные в середине нашего века японским оригамистом Акирой Йошизавой, имеют свои общепризнанные названия. Не стоит использовать в своих публикациях самостоятельно изобретённых условных знаков и названий. Это только вносит путаницу в сознание начинающих оригамистов, а у специалистов вызывает удивление и досаду;

* неписаным, но чётко работающим правилом вежливости является отправка автору модели экземпляра издания, в котором оно было опубликовано.

Мир оригами, как и мир моды, или мир кино, только кажется необъятным с первого взгляда. На самом же деле все люди, активно работающие в этой области творчества, прекрасно друг друга знают. В дружную международную семью оригамистов постепенно начинают входить и наши соотечественники. Надеемся, что они будут соблюдать при этом этические и юридические нормы поведения.

Гл. редактор Сергей Афонькин


*  Закон РФ от 09.07.93г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" с дополнениями от 24.07.95г. ("Российская газета" N 147 от 03.08.93г. и N 143 от 26.07.95г.)

**  С 01.01.97 г. минимальный размер оплаты труда составляет 83490 руб.

*** Уголовный Кодекс РФ (Собрание законодательства РФ, 1996 № 25 ст. 2954 и 2955).

 

 

 

:  На глазок!

|| :

(Оглавление № 6)