Оригами № 1 (5) 1997

 

 

 

 

Портрет оригамиста

           Блистательный Брилл

 

 

 

David Brill

Первое, что видишь при встрече с оригамистом Дейвом Бриллом - его широкую улыбку истинно английского Чеширского кота. Кажется, Дейв не расстаётся с ней никогда! Широте улыбки соответствует и его чувство юмора, выраженное несколько сильнее, чем у среднего англичанина. Кажется, что шутки Дейва служат ему этакой смазкой, с помощью которой он легко скользит по жизни, удивительным образом совмещая работу клерка в местном банке городка Стокпорт и занятия искусством. 

 

 

Картины Дейва выставлялись в выставочных залах Лондона  в 1990 и 1993 годах. Лучшие  и  любимые  из  них  украшают теперь его дом в местечке Пойнтон. Однако, кажется, главная любовь Дейва не банковское дело, и даже не живопись, а его две кошки Чатти и Мики и, конечно же, оригами.

Недавно в Японии вышла в свет его книга с фигурками оригами, которые он изобретал на протяжении двадцати лет! Свой капитальный труд он назвал "Brilliant Origami". Как хочешь, так и понимай - то ли изделия Брилла, то ли "Блестящие Оригами" (вспомните наши "бриллианты"!). Такой вот у Дейва юмор.

Предоставляем ему слово. "Я начал заниматься оригами маленьким мальчиком, когда мне было шесть или семь лет. В то время на каждое Рождество я получал в подарок новую книжку комиксов про приключения медвежонка Руперта. Этот персонаж хорошо известен в Англии. В одной из таких книжек я нашёл описание как сложить что-то из бумаги. Тогда я ещё, правда, не знал, что это оригами. Первой сложенной мной фигуркой был машущий крыльями журавлик. Это произошло в 1956 году. После этого в каждой новой книжке про Руперта я искал фигурки из бумаги. Мне нравилось, что для создания фигурок не нужно ничего, кроме рук и квадрата бумаги. В школе я, конечно, складывал самолётики, пытаясь делать различные модификации.

Когда мне исполнилось двадцать, и я начал работать, мне приходилось ездить по Англии и часто останавливаться в маленьких гостиницах. К тому времени я уже был знаком с замечательными книгами Роберта Харбина и Семюэля Рандлета и всегда брал их с собой в очередную поездку. Складывая модели этих авторов, я часто коротал длинные вечера вдали от родного дома. Конечно, этих книжек мне хватило ненадолго, и тогда я начал писать в Японию, поскольку в списке литературы нашёл упоминания о книгах Акиры Йошизавы. К моей радости вскоре мне удалось заполучить одну из его книг.

В 1974 году я присоединился к Британскому обществу оригамистов, которое к тому времени уже объединяло много любителей складывания. По просьбе секретаря общества я начал давать уроки оригами людям, впервые сталкивавшимися с этим удивительным искусством. Это было непросто - ведь они даже не знали, что такое "складка горой" или "долиной". Для меня это была прекрасная педагогическая практика!

На первой оригамской конференции, которая состоялась в первой половине 1975 года, я встретил многих замечательных оригамистов - Макса Хьюма, Мартина Волла, Эрика Кенневея, Мика Гая, которые и по сей день остаются моими друзьями, и чьё творчество оказало на меня большое влияние. Их стиль работы с бумагой научил меня не полагаться на случай, пытаясь создать новую модель, а планировать её заранее.

Это было непросто. Для достижения успеха в такой работе надо было обладать определённым опытом, уметь анализировать, конструировать и, разумеется, в значительной степени полагаться на интуицию. Однако, уже тогда у меня начало кое-что получаться, и я до сих пор храню и порой представляю некоторые свои модели, изобретённые в то время.

Что оригами значит в моей жизни теперь? Непростой вопрос! Очень много! Наверное, главное - я получаю от этого занятия удовольствие! Мне нравится сначала найти образ новой модели, а потом сделать её! Я не знаю, откуда приходят эти образы. Я вижу окружающие меня предметы, формы и порой пытаюсь воплотить их в бумаге. Порой сконструировать необходимую модель из бумаги бывает достаточно просто, порой же это занимает много времени - я откладываю на время работу, снова возвращаюсь к ней...

Мне интересно воплощать в бумаге новые идеи и применять при этом новые приёмы и техники. Оригами позволяет мне легко контактировать со множеством людей, особенно на конференциях. Если кто-то хочет, чтобы я научил его какой-то моей новой работе, это уже шаг навстречу дружеским отношениям. Меня связывают дружеские контакты со многими людьми, живущими в разных странах мира, и я ощущаю всех их как мою большую семью. Оригами позволяет легко делиться чем-то с людьми, а это важно! Наконец, я очень горд быть в настоящее время председателем Британского общества оригами".

 

 

 

Лошадка Брилла

 

 

:  Салфетки

:  Рамочка

⇧ (Оглавление № 5)